Карданная передача

Обслуживание карданного вала

В большинстве случаев обслуживание сводится к регулярной (каждые 3 – 5 тысяч километров) проверке и замене поврежденных деталей, а также смазке шлицевого соединения. Исключение составляют карданные валы со смазываемыми подшипниками крестовин. Они отличаются от необслуживаемых наличием тавотницы – устройства для закачивания смазки. Такие крестовины смазывают с помощью шприца. Мнения насчет оптимальной смазки расходятся. Несмотря на то, что этот узел на всех автомобилях работает одинаково, не только автомеханики, но даже инструкции по эксплуатации различных автомобилей рекомендуют разную смазку. Наилучшие результаты дают литиевая смазка Castrol Komplexmett и российские ТАД-17 и №158. Эти смазки дают хорошие результаты как на российских, так и на иностранных автомобилях. Шприц для смазки карданного вала продают в большинстве автомагазинов. Если у вас по каким-то причинам не получается смазать кардан на автомобиле, то снимите его и положите на стол. В таком состоянии смазать его гораздо легче.

Вибрация двигателя и КПП

Если и после этого не прошла вибрация, крестовина может оказаться вовсе ни при чем. Известны случаи, когда такая проблема в карданном вале появляется не в результате поломок каких-либо его составляющих, а передается ему от двигателя или КПП. Вероятность таких неисправностей мала, но сводить ее к нулю тоже нельзя.

Если причиной вибрации кардана стала коробка передач, то эта неисправность даст о себе знать и другими признаками – например, выскакиванием или проскальзыванием передачи (если речь идет о механической коробке) либо скрежетом и стуком, появляющимися в КПП при переходе с одной передачи на другую.

Как видите, причин возникновения вибрации при движении автомобиля множество, и не все они напрямую связаны с карданным валом. Только качественная диагностика ходовой части автомобиля, выполненная профессионалами автосервиса, способна точно установить ее причину.

Неприятная вибрация автомобиля не только доставляет дискомфорт водителю и пассажирам, но и может привести к аварии. Одна из причин её появления – неисправности в работе карданного вала, а именно его дисбаланс.

Назначение и устройство карданного вала ВАЗ 2107

Карданный вал — механизм, соединяющий коробку передач с редуктором заднего моста и предназначенный для передачи крутящего момента. Наибольшее распространение передача такого типа получила на автомобилях с задним и полным приводом.

Устройство кардана

Карданный вал ВАЗ 2107 состоит из следующих элементов:

  • одна или несколько секций из тонкостенной полой трубы;
  • шлицевое раздвижное соединение;
  • вилка;
  • крестовина;
  • подвесной подшипник;
  • элементы крепления;
  • задний подвижный фланец.

Карданный вал ВАЗ 2107 имеет довольно простое устройство

Карданная передача быть одновальной или двухвальной. Второй вариант предполагает использование промежуточного механизма, к задней части которого прикреплён хвостовик со шлицами снаружи, а на передней через шарнир зафиксирована скользящая втулка. В одновальных конструкциях промежуточный участок отсутствует.

Передняя часть кардана крепится к коробке передач через подвижную муфту на шлицевом соединении. Для этого на конце вала есть отверстие с внутренними шлицами. Устройство кардана предполагает продольное перемещение этих шлицов в момент вращения. Конструкцией также предусмотрен подвесной подшипник, прикреплённый с помощью кронштейна к кузову. Он является дополнительной точкой крепления кардана и предназначен для ограничения амплитуды его движения.

Кардан является унифицированным для всех классических моделей ВАЗ.

Как определить неисправность подвесного подшипника

Неисправность подшипника карданного вала определяется по характерному шуршащему звуку. Исправный подшипник при вращении практически не издает шум, вращается без усилия, плавно и без подклинивания.

Стук в карданной передаче при трогании с места, при резком разгоне или переключении передач

1. Ослабление затягивания болтов и гаек крепления

эластичной муфты и фланцев карданных шарниров

1. Затяните гайки моментами, указанными в приложении

2. Увеличенный окружной зазор в шлицевом соединении переднего карданного вала

2. Проверьте величину зазора; если он больше 0,30 мм — замените изношенные детали

3. Увеличенный зазор в подшипниках карданных шарниров

3. Отремонтируйте шарниры с заменой изношенных деталей

Шум и вибрация карданной передачи

1. Деформация карданных валов

1. Выправьте на прессе или замените валы

2. Несовпадение монтажных меток переднего вала и

2. Снимите карданную передачу лада классика и добейтесь совпадения меток, нанесенных при разборке

3. Дисбаланс карданных валов

3. Проверьте балансировку; при дисбалансе, превышающем 2,15 Н мм (220 гс мм), действуйте, как описано в подразделе «Балансировка валов»

4. Износ или повреждение центрирующей втулки фланца эластичной муфты и центрирующего кольца вторичного вала коробки передач

4. Замените фланец эластичной муфты в сборе с втулкой и центрирующее кольцо вторичного вала

5. Повышенный зазор в подшипнике промежуточной опоры

5. Замените подшипник

6. Повреждение промежуточной опоры

6. Замените опору

7. Ослабление затягивания гаек крепления поперечины

7. Затяните гайки крепления поперечины

8. Повышенный зазор в подшипниках карданных шарниров или заедание шарниров

8. Отремонтируйте шарниры с заменой изношенных деталей

9. Ослабление обоймы сальника фланца эластичной муфты

9. Подожмите сальник и обожмите его обойму; при утечке смазки замените сальник

10. Ослабление гайки крепления вилки переднего карданного вала

10. Отсоедините передний вал от заднего и затяните гайку, после чего гайку зачеканьте

11. Недостаточная смазка шлицевого соединения

11. Смажьте шлицевое соединение смазкой ФИОЛB1

1. Ослабление обоймы сальника фланца эластичной муфты, износ уплотнения

1. Подожмите сальник и обожмите его обойму, изношенный сальник замените

2. Повреждение или износ сальников карданных шарниров

Проверка состояния карданного вала

Проверку состояния кардана проводят, если появилась вибрация при движении на высокой скорости, гул, шум, стуки, которых раньше не было. Для проверки карданного вала необходим подъемник, эстакада или смотровая яма. Если проверка проводится на яме или эстакаде, необходимо поднять заднюю (если проверяете передний карданный вал, то переднюю) сторону автомобиля так, чтобы колеса свободно вращались. О том, как безопасно поднимать автомобиль, читайте в статье (Замена и восстановление амортизаторов).

Проверка проводится в несколько этапов:

  1. Проверка затяжки соединительных элементов (крепление эластичной муфты, фланцевого соединения и подвесного подшипника). Все соединения должны состоять из болта, гроверной шайбы и гайки. Если где-то нет гроверной шайбы, то велика вероятность, что под действием вибрации гайка открутится и болт выпадет. Момент затяжки должен соответствовать указанному в инструкции по эксплуатации.
  2. Проверка состояния эластичной муфты. Для этого необходимо медленно крутить карданный вал и внимательно осматривать состояние муфты. При обнаружении разрывов, трещин и других повреждений муфту необходимо заменить.
  3. Проверка состояния шлицевого соединения. Чтобы проверить соединение, одной рукой держите вал, другой пытайтесь вращать эластичную муфту в разные стороны. При обнаружении даже незначительного люфта, кардан и соединение необходимо заменить.
  4. Проверка шарниров. Вставьте между вилками шарнира мощную отвертку и покачайте. Если обнаружили люфт, замените крестовины.
  5. Проверка состояния подвесного подшипника. Чтобы проверить подшипник, одной рукой обхватите вал до него, другой после и подергайте в разные стороны. Если обнаружили хотя бы небольшой люфт, замените крестовины.
  6. Если все это не помогло, необходимо проверить балансировку с помощью специального стенда. Для проведения этой операции обратитесь в крупный автосервис, в котором есть соответствующее оборудование.

Вибрация после замены подвесного подшипника

Карданный вал – это узел, который связывает коробку передач и задний дифференциал. Он является одной из наиболее важных частей в автомобильном механизме.

В ходе эксплуатации могут возникать неисправности карданного вала. Они проявляются определенными признаками. Одним из наиболее распространенных симптомов является вибрация.

Если автовладелец почувствовал биение, вибрацию, гул, то следует обратиться в автосервис для диагностики и выявления конкретной причины.

После проведенного осмотра специалист определит, какие ремонтные действия следует произвести. К примеру, если выявлена вибрация после замены подвесного подшипника, то его следует отцентровать. Но причина вибрации может быть не только в этом.

Состоит карданный вал из следующих деталей:

  • фланцы;
  • крестовины;
  • пыльники;
  • шлицевые соединения;
  • подвесной подшипник;
  • скользящая вилка.

Вибрация от подвесного подшипника и другие причины

Вибрация может появляться по следующим причинам:

  • пришел в негодность подвесной подшипник, либо сбилась его отцентровка;
  • пришла в негодность крестовина карданного вала;
  • разбилось шлицевое телескопическое соединение карданного вала;
  • появление люфта в хвостовике редуктора;
  • появление люфта вторичного вала коробки передач;
  • дефект самого карданного вала в ходе механического воздействия;
  • разбалансировка колес;
  • неисправность ступичных подшипников.

Как видно из перечисленного, проблема может заключаться не только в карданном вале и его подшипнике, но и в неисправностях других деталей. Поэтому следует проводить подробную диагностику узлов и агрегатов, чтобы понять, в чем именно заключается причина поломки.

Вибрация из-за подвесного подшипника, её устранение и другие ремонтные работы

Если было выяснено, что проблема скрывается именно в карданном вале, то проводится соответствующий ремонт. В случае если пришла в негодность крестовина, то ее следует заменить. Для этого проводится демонтаж карданного вала целиком. При помощи специальных съемников извлекается крестовина и меняется на новую

Важно при этом соблюдать заводское положение скользящих вилок. В противном случае вибрация только усилится, так как карданный вал получит дисбаланс

При неисправности шлицевого соединения необходимо понять степень люфта. Если наблюдается сильный люфт, то производится замена карданного вала. Если же уровень люфта не слишком высок, то карданный вал для начала демонтируется, после чего разъединяется телескопическое шлицевое соединение. Предварительно необходимо сделать насечки на обеих половинах, чтобы в дальнейшем можно было правильно их соединить. Шлицы очищаются от грязи, остатков смазки, ржавчины, если таковая имеется. Далее производится замена грязеоотражательной резинки. Карданный вал снова собирается и устанавливается на место. После этого через специальный штуцер закачивается смазка до того момента, как из-под грязеотражательного пыльника не появится смазка.

В случае с подвесным подшипником может быть две проблемы: вибрация или гул. Если после замены подвесного появилась вибрация, или она присутствует в подшипнике, который не меняли, то его необходимо отцентровать. Для начала необходимо ослабить крепеж при помощи инструмента до той степени, чтобы появился свободный ход подвесного подшипника во все стороны. При этом автомобиль должен находиться на подъемнике. На четвертой передаче автовладелец плавно доводит стрелку спидометра до положения на 100 км/ч, выжимает педаль сцепления, одновременно отпуская педаль газа. Далее нужно дождаться полной остановки колес и заглушить автомобиль. После этого крепежи подвесного подшипника затягиваются крест-накрест. При использовании такого метода вибрация в большинстве случаев исчезает.

Если присутствует гул в подвесном подшипнике, то это говорит о том, что деталь пришла в негодность. Чаще всего в такой ситуации производится замена подвесного подшипника в сборе. Для этого проводится демонтаж карданного вала и разбирается крестовина, откручивается скользящая вилка. Поэтому заменить придет

Основные причины вибрации и ее устранение

Можно выделить несколько причин возникновения вибрации от карданного вала:

  • неисправность подвесного подшипника;
  • неисправность крестовины;
  • разбитие шлицевого соединения;
  • повреждение самого кардана.

Что делать, если обнаружена вибрация, крестовина заднего кардана или переднего не в порядке? Чтобы избавиться от вибрации, необходимо заменить неисправную деталь на новую. Если проблема заключается в крестовине, то для начала с автомобиля снимается карданный вал. При помощи специальных съемников извлекается крестовина. После замены на новую сборка проводится в обратном порядке

Важно соблюдать заводское положение скользящих вилок. Иначе проблема решена не будет, ведь вибрация только усилится из-за дисбаланса карданного вала

Если вибрация кардана после замены крестовин возникла снова, то придется опять производить разбор, чтобы собрать кардан в правильном положении. Чтобы избежать неправильной сборки, необходимо поставить метки на обеих половинах.

Так как вибрация может возникать не только из-за крестовин, то при диагностике важно осмотреть и другие детали. Проблема может заключаться в том, что разбилось шлицевое соединение

Чтобы определить дальнейшее направление ремонта, нужно понять степень люфта. При очень сильном люфте производится полная замена карданного вала, так как ремонтировать его уже бесполезно. Если же люфт незначителен, то необходимо снять вал и разъединить шлицевое соединение, не забывая сделать насечки, чтобы в дальнейшем провести правильную сборку. Шлицы необходимо очистить от грязи, ржавчины, остатков смазки. После этого заменяется резинка, кардан собирается и устанавливается на место. Завершающий момент – закачивание смазки через специальный штуцер. Делать это нужно до того, как из-под грязеоотталкивающего пыльника не появится смазка.

Часто причина вибрации заключается в подвесном подшипнике. Его неисправность также может сопровождаться гулом. Он сообщает о том, что деталь явно пришла в негодность. В большинстве случаев необходимо заменить подвесной подшипник в сборе. Для этого проводится демонтаж карданного вала, после чего разбирается крестовина и откручивается скользящая вилка. Часто замена подвесного подшипника сопровождается и заменой крестовины, потому что ее проблематично бывает собрать в исходное положение. После установки новых деталей производится сборка в обратном порядке, причем должно строго соблюдаться заводское положение фланцев, скользящих вилок. В противном случае опять возникнет проблема с вибрацией, описанная выше.

Вибрация может возникать и из-за того, что подвесной подшипник после замены не был отцентрован. Отцентровка подшипника проводится на автомобиле, который находится на подъемнике. Для этого необходимо ослабить крепежи до той степени, чтобы деталь свободно ходила в разные стороны. Человек за рулем плавно доводит стрелку спидометра до 100 км/ч на четвертой передаче, выжимает педаль сцепления и отпускает педаль газа. После этого нужно дождаться полной самостоятельной остановки колес и заглушить автомобиль. Далее крепежи подвесного подшипника затягиваются. При использовании такого метода вибрация обычно исчезает.

Не исключено возникновение вибрации и из-за механического повреждения карданного вала в процессе наезда на большое препятствие: пень, бордюр, колодец. В такой ситуации придется менять либо поврежденную часть, либо весь карданный вал в сборе. Определяются дальнейшие действия только при полном осмотре деталей.

Как правильно смазать кардан?

Расскажем о правильной смазке карданной передачи без снятия деталей с автомобиля.

Вначале, как обычно, ставим ВАЗ 2107 на смотровую яму, затягиваем ручной тормоз, ставится рычаг КПП в положение «нейтральная передача», убираем вручную грязь и пыль с карданной передачи, затем проверяем, как затянуты все доступные болты и гайки и подтягиваем то, что «болтается».

  • Можно всунуть отвертку и покачать, так можно определить люфт в подшипниках шарниров. В этом случае деталь придется снять с автомобиля, как было описано выше, и заменить крестовину либо поменять уплотнительные кольца.
  • Кроме этого, беремся за передний вал крепко одной рукой и вращаем (качаем), осматривая муфту: нет ли углового люфта?
  • Для смазки шлицов карданного вала нужно взять ключ на 11 мм, вывернуть пробку на фланце муфты и взять масленку, в которой можно подавать масло под давлением. Затем шприцом выдавливаем смазку (ШРУС – 4, Фиол – 2у) в шлицевое соединение, пока «не полезет» из – под сальника, затем ставим пробку на место.

Эти нехитрые советы позволят сохранять передачу ВАЗ 2107 долго в нормальном состоянии, не производя ремонт карданного вала.

Сборку карданных валов производят в порядке, обратном разборке. Перед сборкой шлицевые соединения смазывают. Выполняя сборку, вначале собирают узлы, а потом проводят сборку карданной передачи. После сборки проверяют, легко ли вращаются шипы крестовины в каждом из подшипников кардана. Чтобы при сборке не образовалась подушка, шипы крестовины не смазывают. После сборки карданную передачу подвергают динамической балансировке на специальном станке.

Сборку кардана лучше всего производить на ручном прессе. Перед сборкой все детали должны быть промыты. Наполнить нигролом или гипоидным маслом каждый игольчатый подшипник, провертывая иглы и смазав сальники.

Сборку производить в следующем порядке:

ввести крестовину (с ввернутыми в нее клапаном и масленкой) во фланец так, чтобы клапан был со стороны болтовых отверстий;

вставить в отверстия ушков фланца игольчатые подшипники, надевая их на шипы крестовины (рис. 4, а);

фланец вставить в тиски и сжимать их, пока один из подшипников не запрессуется заподлицо с торцом ушка;

вставить стопорное кольцо в канавку полностью запрессованного подшипника;

приставить к торцу ушка фланца со стороны подшипника кольцо 1 (рис. 4,б), вставить в тиски и сжать, пока стопорное кольцо 2 не дойдет до внутреннего торца ушка фланца (рис 4, в);

Рис. 4. Сборка кардана: а — установка подшипников; б — запрессовка правого подшипника; в — запрессовка левого подшипника. 1 — кольцо; 2 — стопорное кольцо:

Рис. 5. Оправка для обжимки сальников

вставить второе стопорное кольцо. Оба кольца развернуть усиками в сторону болтовых отверстий;

ввести фланец с крестовиной в проушину вилки так, чтобы подшипники и масленка встали по меткам, и вставить в отверстия игольчатые подшипники, надевая их на шипы крестовины. Запрессовать подшипники и вставить кольца.

После сборки карданов все три масленки заднего вала должны лежать в одной плоскости. Масленка промежуточного карданного вала после его присоединения должна лежать в этой же плоскости. После сборки кардана проверить, легко ли вращаются шипы крестовины в каждом из подшипников, повернув фланец до упора в вилку. Смазать масленки шприцем до полного открытия клапанов.

Снятие карданного вала

Как бы то ни было, но на яме или подъемнике работа выполняется намного быстрее, чем на ровной поверхности, поэтому выбор места для проведения ремонта очевиден. Зафиксируйте заднее колесо, чтобы машина не скатилась, поставьте ее на ручник. Теперь можно приступать к демонтажу, так как поменять крестовины можно только при условии частичной или полной разборки механизма. Снимать детали необходимо в такой последовательности.

  • Открутить четыре болта в месте соединения кардана с редуктором.
  • Выкрутить две гайки, которыми подвесной подшипник крепится к днищу.
  • Аккуратно, постукивая по задней части карданного вала деревянным молотком, выбить со шлицев вал. Он выйдет с эластичной муфты, которая останется на коробке. Ее снимать не нужно, если она не подлежит замене.

При сборке необходимо учесть одну особенность. Если вы будете устанавливать этот же карданный вал, перед демонтажем пометьте его расположение. На ВАЗ 2107 замена кардана случается достаточно редко, поэтому сделайте метки на соединении:

  • с задним редуктором,
  • с эластичной муфтой,
  • двух половин карданного вала.

Если вал поставить не так, как он стоял изначально, вы получите массу неприятных ощущений: гудение, вибрации в салоне. Поэтому лучше сделать эти три метки и не переживать во время дальнейшей сборки узла.

Что влияет на работоспособность крестовины карданного вала

Средний срок эксплуатации крестовины карданного вала составляет около 150 тысяч километров, однако во многом на него может подействовать и состояние дорог, и стиль вождения, и своевременный уход.

Что может сократить жизнь крестовины и потребовать её замены раньше срока?

  1. Естественный износ. Это вполне нормальное явление, когда от «старости» любая деталь требует замены. К сожалению, такую причину можно назвать редким исключением. Чаще крестовина приходит в негодность из-за условий эксплуатации.
  2. Производственный брак. Как ни странно, это является гораздо более частой причиной поломки. Пытаясь сэкономить, многие водители предпочитают низкую цену высокому качеству, покупая на уличных рынках и, соответственно, платя на этом дважды. Кстати, это касается не только самой крестовины, но и подшипников, стопорных колец, манжет и т. д. Приобретая детали необходимо осмотреть их на наличие сколов и зазубрин. Малейшие заводские дефекты приведут к скорейшему износу.
  3. Отсутствие смазки. При вращении крестовины заднего карданного вала подвергаются трению, и без смазочного материала они быстро износятся. Для продления их службы стоит своевременно проводить техническое обслуживание.
  4. Плохие дорожные условия. Езда по дороге с выбоинами и рытвинами вызывает вибрацию, что, само собой, приводит крестовину заднего карданного вала в негодность быстрее, чем езда по асфальтовым трассам. На её состояние также влияет длительная езда по заснеженным грунтовым дорогам с глубокой колеей.
  5. Внесение изменений в конструкцию. Нередко автовладельцы в кустарных условиях пытаются увеличить просвет для лучшей проходимости российских дорог, не отличающихся высоким качеством. Но при этом забывают, что угол передачи крутящего момента изменяется, то есть на крестовину воздействуют нагрузки, на которые изначально она не была рассчитана. Угол не должен превышать 20 градусов, иначе деталь износится за считанные дни.
  6. Стиль вождения. Он почти целиком зависит от опыта. Не только на крестовину, но и на все системы транспортного средства негативно скажутся резкие разгоны, пробуксовки в грязи и неправильный выбор скоростного режима при разных дорожных условиях.

Когда и по какой причине нужно менять крестовину кардана

Крестовина – это деталь сама по себе очень прочная и долговечная. Теоретически она способна служить на протяжении пятисот тысяч километров пробега авто. Однако, на практике ресурс значительно сокращается. Он зависит от условий эксплуатации автомобиля, а также от качества изготовления (а точнее, от качества материалов) самой детали. Чаще всего, менять или ремонтировать крестовину кардана приходится при прохождении нескольких десятков тысяч километров.

Наиболее распространенной причиной, по которой потребуется заменить крестовину карданного вала, считается люфт в самом шарнирном соединении. О том, что он предположительно возник, будут сигнализировать различные посторонние звуки при вращении кардана: скрип, стук или металлический звон, а также характерная вибрация в определенных скоростных режимах или во время трогания с места.

Отметим, что в салоне все это хорошо слышно, поэтому водитель быстро поймет, что что-то не так и пора проводить диагностику. В данном случае диагностика – это очень простая операция. Правда, для ее проведения нужна смотровая яма, эстакада или подъемник. Далее нужно включить нейтральную передачу и спуститься вниз, то есть под автомобиль. Затем, удерживая одной рукой крестовину кардана, другой нужно попытаться вращать карданный вал. Если люфт имеется – он сразу будет заметен.

Статья в тему: Как выявить и устранить неисправности расширительного бачка своими руками

Причин возникновения люфта, как правило, две: износ игольчатого подшипника или износ самой крестовины. В свою очередь, износ происходит из-за вытекания или высыхания смазки в подшипнике, воздействия влаги и пыли, попавшей туда из-за того, что сносился или вообще вылетел сальник

На его состояние необходимо обращать внимание во время покупки и установки крестовины. А также не будет лишним уделять элементу внимание во время любого планового осмотра авто

Иногда явного люфта может и не быть тогда, когда износ подшипника не слишком велик. Кстати, эта неисправность характеризуется специфическими скрипами и писками во время вращения. В этом случае, возможно, не придется сразу менять всю деталь, а будет достаточно лишь заменить смазку. Как это делается, будет рассказано чуть позже.

Не стоит забывать и о том, сколько крестовин в кардане. Их две: передняя и задняя. Осматривать во время диагностики нужно обе

Обратите внимание, как показывает практика, сильнее и чаще изнашивается именно задняя крестовина. Дело в том, что она испытывает большие нагрузки и на нее сильнее воздействуют грязь и вода

Основные дефекты карданов и крестовин

В течение нескольких десятилетий конструкция карданного вала почти не изменяется, меняются лишь отдельные детали, и повышается уровень качества используемых материалов. Карданные передачи используются в трансмиссиях для силовой связи механизмов, чьи валы — несоосные или располагаются под углом. К тому же, их общее положение может изменяться в процессе работы. На первый взгляд, карданная передача – проста.

Основные узлы карданной передачи:

— фланцы, — Три жестких шарнира (крестовины и игольчатые подшипники), — Труба, — Шлицевое соединение, — Промежуточная опора, — Пыльники, — Детали крепления.

Вес карданной передачи может достигать более 300 кг в зависимости от своего назначения.

Дефекты карданов

В процессе эксплуатации передачи портятся ее основные детали — карданные шарниры и шлицевые соединения, могут появиться механические дефекты карданов. Все это обычно приводит к расширению зазоров и дисбалансу. Особенность жесткого карданного шарнира (шарнира Гука) — неравномерная передача крутящего момента, поэтому возникают дополнительные пульсирующие нагрузки на валах. К тому же эта неравномерность усиливается, когда увеличиваются углы между валами. Отклонения жесткой крестовины колеблются в пределах 12–35 градусов. Данное ограничение не следует игнорировать, если вы хотите оснастить свой транспорт более жесткими рессорами.

Признак появления дисбаланса – увеличенная вибрация, которая возникает на определенной скорости передвижения. Такой дефект карданного вала, как повышенная вибрация, приводит не только к быстрому саморазрушению, но и к понижению ресурса подшипников и уплотнений сопрягаемых узлов, ослабляется и отворачивается крепеж.

Дефекты крестовин

Превышение запаса прочности чаще всего отражается на крестовинах, ведь они чувствительны к дефектам, вызванными контактными напряжениями. Как правило, недостаточная твердость поверхности шипов крестовины приводит к бринеллированию — появлению вмятин от игл подшипника, что в будущем обычно выражается в нарушении параллельности опорных поверхностей карданного шарнира. Утерянная параллельность в элементах шип — игла — стакан быстро выводит шарнир из строя. Эти дефекты в итоге могут полностью разрушить крестовину и тогда аварийной ситуации не избежать.

Если все неисправности вовремя не заметить, а вышедшие из строя детали и узлы не заменить — карданная передача может разрушиться.

Замена крестовин

Компенсация неравномерной передачи угловой скорости, сочетание высокой частоты вращения и большой массы самого длинного компонента трансмиссии определяют особые требования при сборке. Для хорошего ремонта нужны специальные приспособления и строгое соблюдение технологий. Например, нарушение центровки крестовины при ее замене относительно оси вала — самая распространенная причина дисбаланса. Смещение на 0,2–0,3 мм при весе кардана в 30 кг приводит к дисбалансу в примерно 40 граммов. Этого хватит, чтобы вышли из строя хвостовики КП и главной передачи. Подшипники карданного шарнира крепятся в вилках специальными стопорными кольцами. Когда происходит селективная сборка, такие кольца сортируют по толщине, что помогает ограничивать смещение деталей, если сравнивать с закреплением подшипников крышками. Но в «домашних» условиях при замене вряд ли будут что-либо подбирать — поставят то, что под рукой.

Еще один метод крепления крестовин — зачеканка. Этот метод встречается на малотоннажных автомобилях Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter, Volkswagen Transporter, и спецоборудование при сборке гарантирует центровку крестовины по отношению к оси карданного вала. При этом методе не нужно дополнительно обрабатывать боковые поверхности «ушей» фланца и вилки. Однако для ремонтников это проблема, т.к. завод-изготовитель не предусматривает замену таких крестовин.

Стоит отметить, что одной из самых простых технологий замены крестовин является технология, используемая для некоторых грузовых автомобилей (тягачей) производства США. Суть технологии в том, что пара подшипников прессуется в вилку карданного вала, а другая пара с крышками особой формы закрепляется болтами на ответном фланце агрегата. В итоге общее количество деталей карданной передачи уменьшается. Данный метод применяется в продукции компаний Dana Spicer и ArvinMeritor.

Неисправности карданного вала

Неисправности карданного вала проявляются по-разному. В зависимости от проявлений можно понять, что именно нуждается в ремонте. Если проблема несложная – можно попробовать исправить проблему самому, если нет – доверьтесь службе по ремонту карданов.

Если вы слышите тяжелые удары, стук при включении коробки передач и вибрацию при увеличении скорости:

  • Скорее всего разрушилась крестовина карданного вала. Удары вы слышите из-за образовавшегося люфта. Крестовину следует заменить.
  • Возможно, ослабились затяжки болтов кардана.
  • Износились шлицы кардана. Необходимо их заменить.
  • Стуки может давать и люфт в комплекте под подшипник. В основном исправляется заменой подшипника. Либо исправляется установкой комплекта под опору.

Протечка масла в месте соединения передней части кардана и коробки:

  • Сальник коробки пришел в негодность. Со временем уплотнительное кольцо дубеет, а между сальником и штоком карданного вала образуется щель. Исправляется заменой сальника.
  • Неисправность шлиц кардана. На них образуются шероховатости и заусеницы. Их можно попробовать убрать шкуркой – нулевкой. Если не поможет – шлицы заменяют.

Скрип постоянный или периодический.

Причем он появляется при нажатой педали газа, а когда отпускаешь педаль – шум пропадает.

  • Клин крестовины кардана. Часто сопровождается ржавыми потеками на крестовине. Следует учесть, что шприцовка тут не поможет, так как подшипник стакана деформирован. Меняйте шарнир.
  • Клин ШРУСа кардана. Помогает переборка со смазыванием. Если не помогает – заменяем.

Вибрация.

Если вибрация появляется на скоростях 60-80 км/ч и 90-120 км/ч, то просто нужна балансировка кардана. Часто появляется после его ремонта.

Если же вибрация началась внезапно при движении и при увеличении скорости усиливается, нужно проверить следующее:

  • Проверьте крестовины на люфты. Замените изношенные шарниры.
  • Осмотрите на наличие инородного тела фланцы кардана и приемные фланцы автомобиля. Причиной может быть самое мелкое инородное тело.
  • Люфт в шлицах. Замените шлицевые соединения
  • Коррозия или отрыв балансировочных пластин.
  • Гнутая труба при наезде на твердый предмет днищем. Иногда трубу можно выправить на гидравлическом прессе. Вообще, если деформация произошла на 1,5 мм – уже нужно менять на новую.

Чтобы убедиться, что вибрирует авто из-за кардана, то при движении заметьте показания тахометра, когда появляется вибрация. Потом перейдите на другую передачу и разгонитесь до начала вибрации. Если вибрация возникает на одних и тех же оборотах, то дело не в кардане.

Звенит в трубе кардана

  • Отпала крышка шлицов. Нужно разрезать кардан и приварить крышку.
  • Оборвалась или отслоилась опора свинцового сердечника. Ремонт кардана не поможет, нужна замена.

Звенит кардан.

Нужно проверить. Как сидит пыльник опоры. Приварить, если болтается.

Появляется скребущий звук.

Кардал задевает картер коробки передач или выхлопную сиситему.

Привод воет или свистит

Износился подшипник кардана, в раздатке, или в коробке.

Шуршащий звук.

Неисправен подшипник кардана. Ошибка

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автовиртуоз
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: