Выход черного дыма
Наибольший урон окружающей среде наносят клубы черного дыма, выходящие из выхлопной трубы автомобиля или, напрямую валят из силового агрегата. Наиболее вероятные причины появления такого дыма кроются в следующих нарушениях:
- сбои вработе системы управления двигателем;
- разлад регулировок в топливной аппаратуре;
- уменьшение компрессии цилиндров двигателя.
Нарушение баланса между количеством компонентов топливовоздушной смеси в сторону увеличения топлива вызывает не только образование черного дыма, но и существенно увеличивает расход горючего. Сбой процесса нормального смесеобразования может быть вызвано загрязнением воздушного фильтра. Дефицит воздуха влечет за собой избыток топлива при подготовке топливовоздушной смеси.
Снижение уровня компрессии может быть вызвано механическими повреждениями цилиндров, что существенно уменьшает мощность силового агрегата и способствует увеличению концентрации топлива в смеси.
Для проведения ускоренной диагностики необходимо изучить состояние свечей зажигания. Черный налет сигнализирует о том, что возникла необходимость замены свечей на новые образцы с последующим ремонтом деформированных элементов и регулированием систем силового агрегата.
Способы форсирования
В большинстве случаев достижение требуемых показателей достигается благодаря увеличению объёма двигателя автомобиля. Чтобы выполнить задачу такого плана, существует несколько вариантов:
Первый предполагает увеличение диаметра блока цилиндров под больший диаметр поршня путём расточки. Его называют «народным» из-за его невысокой стоимости, ведь в данном случае всё, что требует затрат – это покупка комплекта поршней и колёс, а также оплата услуг по токарным работам.
Второй заключается в замене заводского коленвала другим, отличающимся более увеличенным радиусом кривошипа и, следовательно, большим ходом поршня и большим объёмом. Его стоимость намного выше первого способа, поскольку придётся потратиться на коленчатый вал, набор поршней, подходящий новому коленвалу (так как у блока цилиндров высота имеет определенные ограничения), специальные кольца для поршней. К тому же необходимо будет оплатить работы, касающиеся расточки блока.
Для многих удивлением может стать тот факт, что увеличенный объём мотора «девятки» не всегда является наиболее выигрышным методом форсирования. В некоторых ситуациях (всё зависит от того, каким должен быть двигатель в конечном итоге) намного проще и эффективнее заняться доработкой головки блока цилиндров (ГБЦ), после чего установить подходящий распредвал. Такой вид форсирования также позволит добиться увеличения мощностных показателей силового агрегата.
Безусловно, для максимального раскрытия всех возможностей и резервов распределительного вала потребуется достаточно серьёзная доработка ГБЦ, которая может коснуться даже перепрессовки сёдел и установки клапанов с большим диаметром. К примеру, двигателям, характеризующимся наличием восьми клапанов, подойдут аналогичные детали от BMW, а шестнадцатиклапанным моторам – составляющие от Opel и Volkswagen. При этом нельзя упускать из виду впускные/выпускные каналы, предназначенные для циркуляции топливновоздушной смеси – они тоже требуют доработки. Их совершенствование предполагает увеличение диаметра сечения до предельных размеров путём внутренней полировки.
Технические характеристики блока цилиндров ВАЗ 2109, как и другие составляющие, накладывают свой отпечаток на общие показатели мотора. Можно, конечно же, более детально изучить влияние типов и форм поршней, вес коленвалов и многое другое, что каким-либо образом отображается на работе двигателя, но данная статья не об этом.
Особенное воздействие на работоспособность ДВС оказывают следующие характеристики: отношение длины шатуна к ходу поршня и габариты кривошипа коленвала (диаметр).
Важность вышеперечисленных параметров обусловлена тем, что двигатель по своей сути представляет собой насос, прокачивающий через себя определённое количество смеси за конкретный период времени. Именно об этих характеристиках далее и пойдёт речь
Электромагнитный клапан карбюратора Ваз 2109
Предпосылки для проверки электромагнитного клапана карбюратора следующие: машина периодически (либо вообще постоянно глохнет на холостом ходу). Электромагнитный клапан в карбюраторе солекс предназначен для подачи топлива в первую камеру карбюратора на холостом ходу. То есть этот клапан предназначен для того, чтобы карбюратор приготавливал рабочую смесь при закрытой дроссельной заслонке. Управляет клапаном экономайзер холостого хода — электронное устройство, включающее клапан при оборотах двигателя менее 1800 оборотов в минуту, и выключающее его при оборотах выше. Принцип работы электромагнитного клапана чрезвычайно прост: есть 12 вольт на фишке клапана — он открыт и через него течет бензин, нет напряжения — клапан закрывается и подача бензина прекращается.
Обратим внимание на один важный момент: у очень многих автомобилей данного семейства экономайзер холостого хода выведен из работы. То есть напряжение на клапан подается не с экономайзера, а напрямую, при включении зажигания
Поэтому Вам очень важно понять что управляет электромагнитным клапаном,так как сам клапан может быть исправен, а неисправна система управления клапаном. Давайте проверим сам клапан: заведите двигатель и оставьте работать на холостых оборотах (если проблема с тем, что двигатель глохнет возникает периодически)
Перед этим снимите воздушный фильтр с карбюратора, чтобы облегчить доступ к клапану. На работающем на холостом ходу двигателе снимите фишку с клапана. Двигатель должен заглохнуть. Если он не заглох, значит на вашем карбюраторе неправильно настроен холостой ход, но это уже другой вопрос. То что двигатель глохнет при снятии фишки, говорит о том, что в данный момент клапан работает. Глушим двигатель и ключом на 13 выкручиваем клапан из карбюратора. Теперь проверим его работу с помощью аккумулятора.
Найдите кусок провода длиной сантиметров 30 и подсоедините его к массе аккумулятора. Сам клапан штырьком поставьте на клемму +12В и подключите массу к корпусу клапана.
Должен раздаться щелчок: катушка втягивает шток клапана. Пощелкайте клапаном, если каждый раз он отрабатывает, то он исправен. Если же никаких щелчков вы не слышите, то такой клапан 100% неисправен. Если получилась такая ситуация ,что клапан работает как исправный, но при этом автомобиль иногда глохнет,то купите новый. Стоит он недорого, порядка 5$.
Если же клапан работает нормально но автомобиль всегда глохнет на холостом ходу, попробуйте следующее. Возьмите провод длиной около 1 метра,один конец его посадите на + 12 В аккумулятора, а другой на штырь клапана.Теперь клапан всегда открыт. Заведите машину, отпустите педаль газа,чтобы был холостой ход. Теперь машина глохнуть не должна, так как через постоянно открытый клапан холостого хода всегда открыт проток бензину. Если же машина все равно глохнет — продуйте клапан сжатым воздухом. Причина того, что от аккумулятора клапан работает, а от фишки нет в неисправности электронного экономайзера, но это ничего страшного, большинство владельцев девяток ездят без него. Необходимо просто протянуть провод от Б катушки зажигания на фишку клапана. Включили зажигание электромагнитный клапан открылся и открыт все время до выключения зажигания. Существенного перерасхода топлива от этого не будет.
http://mashinapro.ru/1220-klapan-2109.htmlhttp://twokarburators.ru/proverka-elektromagnitnogo-klapana-solex/http://masteravaza.ru/zubilo/remont-i-ekspluataciya-zubilo/vaz-2109-ne-rabotaet-elektromagnitnyj-klapan-700http://vaz2109.net/electrooborudovanie/elektromagnitnyiy-klapan-karbyuratora-vaz-2109.html
Что выбрать?
Что выбираем
Многие владельцы автомобилей нередко задаются вопросом выбора охлаждающей жидкости – тосол или антифриз: что же лучше? Давайте, не вдаваясь в глубокие истины, попытаемся разобраться, что к чему.
Тосол
- По сути, все охлаждающие жидкости являются и называются антифризами. И тосол – не исключение из правил.
На самом деле тосол – это просто название одного из видов антифриза, разработанных в нашей местности, для нашей местности и для наших автомобилей. - По своим эксплуатационным качествам и характеристикам тосол во многом уступает другим антифризам.
- Цена на тосол гораздо ниже, чем на другие охлаждающие жидкости.
- Тосол более распространен среди автомобилей отечественного производства.
Антифриз
- Антифризов в мире очень и очень много. Они различаются по составу, основе, цвету и так далее.
- Различные антифризы включают в свой состав различные специальные присадки, помогающие качественнее обслуживать охлаждающую систему автомобиля и в то же время увеличить срок службы самого антифриза.
- Стоимость антифриза выше тосола, а распространен он достаточно широко.
Вывод
Подведем итог. Тосол или другой антифриз?Итак:
- По качествам лучше, несомненно, антифриз.
- НО тосол гораздо практичнее по нескольким причинам.
- Тосол был СПЕЦИАЛЬНО разработан под наш климат и наши автомобили.
- Тосол имеется почти в каждом отечественном автомобилей, проезжающем мимо вас. А это иногда может спасти (в случае поломки на дороге).
- Тосола вполне достаточно, чтобы автомобиль нормально функционировал, и система охлаждения работала, как положено.
Практичнее и дешевле (что очень важно) использовать тосол
Замена охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Поэтому разберем порядок проведения замены с их учетом.
Необходимые инструменты приспособления и запчасти
— Торцовый ключ или головка на «13»
— Канистра или две охлаждающей жидкости (тосол, антифриз) – 8 литров
Подробно о выборе антифриза или тосола: «Выбираем охлаждающую жидкость в систему охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
— Широкая емкость для сбора старой охлаждающей жидкости (тазик) емкостью не менее 8 литров
— Воронка для залива жидкости
— Крестовая отвертка для снятия хомута патрубков
Подготовительные работы
— Устанавливаем автомобиль на яму или эстакаду
— Снимаем защиту картера двигателя
— Снимаем брызговики моторного отсека
— Подставляем под двигатель емкость для сбора старой охлаждающей жидкости
— Даем остыть двигателю
Порядок замены охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Слив старой охлаждающей жидкости
— Сливаем охлаждающую жидкость из радиатора
Для этого рукой отворачиваем пробку сливного отверстия радиатора. Сливаем жидкость.
— Сливаем охлаждающую жидкость из блока цилиндров двигателя
Отворачиваем пробку сливного отверстия на блоке цилиндров. Используем ключ или головку на «13». Сливаем жидкость.
— Удаляем остатки старой охлаждающей жидкости из системы
Отворачиваем и снимаем пробку с расширительного бачка
После чего из сливных отверстий радиатора и блока цилиндров вытечет еще немного старой жидкости.
Прожимаем рукой патрубки радиатора чтобы выгнать последнюю оставшуюся жидкость.
— Заворачиваем обратно пробки сливных отверстий радиатора и блока
Залив новой охлаждающей жидкости
— Снимаем подводящий патрубок с блока подогрева карбюратора или дроссельного узла инжекторного двигателя
— Заливаем новую охлаждающую жидкость
Вставляем в отверстие расширительного бачка воронку и через нее заливаем жидкость. Сразу всю жидкость заливать не нужно. Заливаем пару литров, прожимаем шланги системы охлаждения. Еще пару литров, опять прожимаем. Таким способом удаляется воздух из системы. Воздух также будет выходить через снятый шланг подогрева карбюратора или дроссельного патрубка. При появлении из него жидкости ставим шланг обратно и затягиваем хомутом.
Прекращаем долив жидкости при достижении ее уровня в расширительном бачке между метками MIN и MAX. Это норма.
— Запускаем двигатель и ждем пока помпа прогонит ОЖ по системе
При уменьшении уровня в расширительном бачке доливаем жидкость и доводим ее до нормы.
— Устанавливаем на место крышку расширительного бачка
Предварительно можно промыть ее под струей воды и продуть сжатым воздухом.
— Прогреваем двигатель до рабочей температуры
При этом проверяем насколько сильно повышается уровень в расширительном бачке (не более чем до метки MAX), проверяем отсутствие течи из-под шлангов, своевременность открытия термостата. После этого можно считать, что работа по замене охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 завершена.
Примечания и дополнения
— После слива жидкости из системы охлаждения в ней останется еще около литра. Это нужно учитывать при расчете количества новой жидкости заливаемой в систему.
— В системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 охлаждающая жидкость заменяется раз в 75.000 км пробега или раз в пять лет.
— Точный объем жидкости в системе – 7,8 литра.
— Работа по замене охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 аналогична описанной в статье для ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Еще статьи по системе охлаждения двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Можно ли смешивать антифризы разных марок и цветов
Сравнительный тест-ремонт автомобилей
— Замена охлаждающей жидкости в системе охлаждения автомобилей ВАЗ 2105, 2107
http://ladaautos.ru/vaz-2109/kak-delaetsya-zamena-tosola-na-vaz-2109.htmlhttp://mashinapro.ru/1238-antifriz-vaz.htmlhttp://vaz-russia.com/remont-vaz-2108/zamena-ohlazhdayushhey-zhidkosti-na-vaz-2108-vaz-2109-vaz-21099.htmlhttp://avtozam.com/vaz/2109/zamena-tosola/http://twokarburators.ru/zamena-ozh-2108-2109-21099/
Сливание охлаждающей жидкости
Локацию для ремонта лучше выбрать на эстакаде или смотровой яме. Как двигатель остынет, начинаем процесс. Первым делом снимаем клемму с аккумулятора, чтобы при сливании жидкий состав нигде ничего не замкнуло, и не потребовалось бы чинить электрооборудование.
Подставьте корыто для тосола под нужную область, каковая по объему приблизительно 15 литров. Открутите крышечку расширительного бачка, потом тринадцатой головкой с помощью удлинителя, трещотки, обходя катушку зажигание откручиваем сливную пробку блока, сливаем останки тосола.
Но необходимо помнить, как только жидкость сольется, все пробочки необходимо закрутить в обратной последовательности.
После сливание промываем систему, если слили очень грязный тосол. В этом случае, при наполнении чистого тосола, он быстро придёт в негодность. Промывают обычно двумя способами. Или особым средством либо же дистиллированной водой (желательно).
Процесс выглядит так, в горлышко расширительного бачка заливают промывочную жидкость, при этом из самой верхней точки системы на дроссельной заслонке (снимают шланг из штуцера) для того чтобы удалить не нужный воздух. Потом запускают двигатель, и он какое-то время работает (минут 10).
После промывки, все как писалось ранее, сливаем жидкость и смотрим на ее состояние, если все еще грязная повторяем заново.
Инструкция по самостоятельной замене
Ниже разберем, как заменить охлаждающую жидкость в «Девятке».
Если меняем хладагент самостоятельно, то потребуется следующее:
- гаечный ключ на 8;
- шестигранный ключ на 12;
- обрезанная бутылка или ведро, в которое будете сливать отработанный хладагент;
- дистиллированная вода или специальное средство, если возникнет потребность промыть систему охлаждения.
Как слить?
Чтобы полностью слить Тосол в ВАЗ 2109 из системы, сделайте следующее:
- Транспортное средство загоняется в гараж с ямой либо на эстакаду. Поверхность, на которой стоит машина, должна быть ровной. Если нет возможности обеспечить такие условия, то сделайте так, чтобы передняя часть автомобиля была немного выше. Для этого поставьте на домкрат передние колеса.
- Заведите силовой агрегат авто и переместите ручку управления печкой в крайнее правое положение, чтобы отопитель дул горячим воздухом.
- Залезьте под днище транспортного средства и демонтируйте защиту картера двигателя. Для этого открутите винты, которые ее фиксируют.
- Заглушите мотор и ослабьте болт, держащий отрицательную клемму аккумуляторной батареи. Это делается для того, чтобы в процессе слива не произошло короткое замыкание.
- Выкрутите крышку заливного отверстия на расширительном бачке. Это позволит снизить давление при сливе отработанного вещества.
- Подставьте емкость для сбора «отработки» под пробку сливного отверстия на блоке цилиндров. Выкрутите крышку, начнется процесс слива отработанной жидкости.
- Когда слив будет завершен, установите пробку на место. Теперь надо слить рабочее вещество из радиатора охлаждения. Чтобы это сделать, выкрутите пластиковую пробку на радиаторе, заранее подставив под нее емкость. Когда слив будет окончен, закрутите крышку обратно.
Читать далее: Узлы автомобиля двигатель ходовая электрика трансмиссия управление
Если слитый хладагент слишком грязный, в нем имеются следы отложений, необходимо выполнить промывку охладительной системы. Для этого можно использовать дистиллированную воду или специальное средство очистки, которое продается в любом автомобильном магазине.
Правильный порядок процедуры промывки следующий:
- Дистиллят или промывочное вещество заливается в силовой агрегат ВАЗ 2109 через заливное отверстие, расположенное на резервуаре под капотом. Для это выкрутите пробку и добавьте туда столько жидкости, чтобы ее уровень был между отметками MIN и МАХ на емкости.
- Запустите автомобильный двигатель, пусть он поработает на холостых оборотах примерно десять минут.
- Заглушите мотор и повторите процесс слива вещества.
- Оцените качество слитой жидкости. Если она слишком грязная и в ней остались следы осадка, процедура промывки системы повторяется до того момента, пока вода станет более или менее чистой.
Пользователь Aveo Show в своем ролике показал, как осуществляется процедура замены антифриза, а также очистки системы охлаждения в автомобиле ВАЗ 2109.
Как залить?
Заливать антифриз необходимо так:
- Выкрутите пробку резервуара в моторном отсеке. Для большего удобства в нее можно установить лейку.
- Убедитесь в том, что все крышки (для слива и на радиаторе охлаждения) прочно затянуты. Проверьте целостность шлангов и магистралей. Удостоверьтесь в том, что термостат в рабочем состоянии.
- Залейте свежую жидкость в расширительный бачок. Уровень хладагента должен быть между метками MIN и МАХ.
- Закрутите пробку расширительного бачка и заведите двигатель.
- Мотор должен поработать около десяти минут на холостых оборотах.
- Залезьте под днище автомобиля и убедитесь, что нет утечки хладагента.
Процесс замены антифриза
Процедура обновления антифриза в ВАЗ 2109 не является особо сложной. По этой причине транспортное средство не обязательно направлять в специализированную техническую мастерскую — он сам может сменить охладитель системе своего автомобиля. В этих целях автолюбителю понадобится:
- Выбрать правильное место для установки транспортного средства перед сменой антифриза. Площадка должна иметь совершенно горизонтальную поверхность, без спусков и возвышений;
- Подготовить инструментарий, в который входят: Плоскогубцы или пассатижи;
- Вместительную (не менее 10 литров объёма) ёмкость для стекания израсходованной технической жидкости. В этих целях может использоваться объёмный таз, ведро или канистра;
- Салфетки для протирания деталей от остатков антифриза;
- Набор ключей и отвёрток;
- Плотные перчатки;
Найти напарника, чтобы трудоёмкая процедура замены охладительной жидкости стала проще и заняла меньше времени.
Внимание — техника безопасности! При работе с системой охлаждения ВАЗ 2109 и охлаждающей технической жидкости следует помнить, что:
- Перед сменой антифриза необходимо остановить двигатель и дать ему полностью остыть. В противном случае охладитель, разогретый до порога собственного кипения и находящийся под большим давлением, может обжечь автовладельцу руки и лицо;
- Охладительная жидкость обладает высоким уровнем токсичности. Поэтому её ни в коем случае нельзя пить, а при попадании антифриза в глаза или на слизистую носа или рта рекомендуется промыть поражённое место кипячёной водой.
Для замены охладительной жидкости в системе ВАЗ 2109 понадобится 8,7 литров свежего охладителя. Более старые «Девятки» вмещают до 7,5 литров технической жидкости, однако встречаются модели вместимостью до 9 литров. Поэтому рекомендуется запастись 10 литрами свежего антифриза при смене такового в охладительной системе ВАЗ 2109.
В процессе смены охладительной субстанции могут возникнуть такие проблемы, как обнаружение скрытой течи или попадание в систему воздуха. При обнаружении незначительной протечки можно воспользоваться герметиком для автомобилей марки ВАЗ, но в большинстве случаев рекомендуется сменить повредившуюся деталь. При формировании воздушной пробки производится прогон двигателя.
Саму процедуру смены антифриза на ВАЗ 2109 можно условно разделить на 2 этапа. Поговорим подробнее о каждом из них.
Этап первый
Первый этап — слив антифриза с бака ВАЗ 2109, а также с блока цилиндров рассматриваемого транспортного средства. Пошаговая структура этой процедуры представлена ниже:
- Разместить тару для сливаемого отработанного антифриза под расширительным бачком автомобиля;
- При помощи ключей и отвёртки открутить пробки и освободить сливное отверстие;
- Позволить отработанной жидкости мерно стекать в ёмкость. Если охладитель не вытекает, значит слив засорён;
- Переместить тару для слива под блок цилиндров ВАЗ 2109;
- Дать стечь остаткам антифриза;
- Закрутить все сливные пробки.
Далее рекомендуется промыть систему охлаждения ВАЗ 2109. Промывать системные детали обязательно, если:
- Производится замена используемого антифриза на несовместимый аналог, так как при промывке смывается защитная микроплёнка, образованная предыдущим охладителем;
- Слив сильно засорён.
Однако системная промывка всё рано рекомендуется к проведению, потому что в процессе таковой можно легко обнаружить течь до заливки свежего антифриза. Для промывания системы ВАЗ 2109 можно использовать как специальные химические вещества, так и чистую дистиллированную воду. Жидкость заливается в расширительный бачок ВАЗ 2109, и на 15 минут запускается двигатель автомобиля. После этого отработанная промывочная субстанция сливается, и процедура повторяется до тех пор, пока вода не станет полностью прозрачной.
Этап второй
Завершением процедуры замены антифриза на ВАЗ 2109 Инжектор и стандартной «Девятки» является заливка свежей охладительной жидкости. Прежде всего необходимо разбавить концентрат охладителя. Для этого понадобится чистая ёмкость и дистиллированная вода. Соотношение жидкостей зависит от желательной температуры кипения антифриза — чем она выше, тем больше должно быть концентрата охладительной субстанции по отношению к воде.
Перед заливкой свежего охладителя в систему ВАЗ 2109 необходимо обеспечить герметичность бачка, плотно закутив все сливные пробки. Готовая смесь заливается в расширительный бачок. После этого запускается двигатель (на 10-15 минут, так называемый «прогон»). Это необходимо для удаления попавшего в систему воздуха. После прогона мотора обязательно проверяется уровень охладительной субстанции, если он снизился, необходимо долить недостающее количество антифриза.
Замена охлаждающей жидкости — инструкция
Охлаждающая жидкость на большинстве отечественных автомобилях должна меняться как минимум один раз в два года или через 60 000 километров пробега, то есть получается, что наступит ранее и этих условий. Многие автовладельцы ВАЗ 2109-2108 считают, что эти рекомендации не стоит принимать близко к сердцу, как говорится, и что ездить можно как минимум в два раза дольше на одном и том же антифризе или тосоле.
Но на самом деле к этому стоит относиться очень серьезно, ведь при выработке своего ресурса, охлаждающая жидкость теряет свои свойства: моющие, антикоррозионные и т.д., что может привести к повреждению каналов охлаждения, а это грозит в дальнейшем серьезным ремонтом двигателя.