Сборка
Сборка производится в обратном порядке. По ее завершении осуществляется проверка работоспособности. Для этого на корпус подается минус, а на обмотку втягивающего стартера – плюс. Если бендикс легко перемещается и происходит замыкание контактов реле, значит, все нормально. Теперь можно подать плюс на сам электромотор. Он должен вращаться равномерно и без посторонних звуков. Если это так – можно ставить устройство на место. Для тех, кто понял, как снять стартер, обратный процесс не составит труда. Таким образом, самостоятельно отремонтировать данный девайс совсем несложно. И как результат: втягивающее мягко щелкает, электромотор крутит без дополнительных усилий и машина быстрей заводится.
Смотрите видео по теме:
Разборка-сборка бендикса при ремонте стартера
Ремонт стартера с разборкой бендикса выполняется в следующем порядке:
- Перед разборкой бендикса, прежде всего, его необходимо снять с якоря (смотрите на видео ниже).
- Затем очень аккуратно развальцуйте загнутый край кожуха и снимите его с наружной обоймы.
- После этого снимите пружины и растяните их так, чтобы в свободном состоянии они увеличились примерно на 10 мм.
- Далее необходимо промыть в бензине все детали бендикса, пазы наружной обоймы и зачистить забоины и заусенцы на рабочих поверхностях.
- Не забудьте перед сборкой смазать моторным маслом все элементы конструкции.
Если вы правильно завальцуете края кожуха, то такой ремонт стартера продлит жизнь бендиксу еще на несколько лет.
Подготовка к ремонту
Прежде чем приступать к ремонту стартера, следует убедиться в том, что именно он неисправен
В первую очередь внимание следует уделить аккумуляторной батареи. Ее заряд должен быть достаточен для запуска мотора
Также следует осмотреть клеммы. Если они окислены, то требуется очистить их и отшлифовать.
Для ремонта стартера предварительно следует демонтировать его с автомобиля. Для этого требуется отсоединить силовой и управляющий провод, а также открутить 2-4 крепления.
Снятый узел требуется проверить на отсутствие КЗ. После этого стартер можно подключить напрямую к батарее. Это позволит проверить тяговое реле и электродвигатель на исправность.
При неработающем электродвигателе следует осмотреть провод, который соединяет тяговое реле и электромотор. Со временем он перегнивает и может отвалиться. При обнаружении отсутствия контакта следует припаять или приварить новый проводник.
Для дальнейшего ремонта требуется разобрать узел. Для начала следует разъединить тяговое реле и электродвигатель.
Перечень требуемых для ремонта инструментов
Для ремонта стартера требуется приблизительно одинаковый набор в зависимости от модели и производителя узла. В таблице ниже представлен ориентировочный перечень инструментов, которые понадобятся для ремонта.
Таблица — Инструменты требуемые для замены передней стойки
Название | Примечание |
Головка TORX | Требуется преимущественно при ремонте стартеров с иномарок |
Головка | “на 8”, “на 10”, “на 12”, “на 13”, “на 14”, “на 15”. Размер варьируется от марки и модели стартера. |
Рожковый ключ | Для доступа там, где не подлезть головкой или накидным ключом |
Вороток | С трещоткой и удлинителем |
Мультиметр | Для проверки электрических параметров стартера |
Кардан для воротка | Требуется если усложнен доступ к креплениям стартера или проводов |
Отвертка | С плоским или крестовым лезвием. На иномарках иногда требуется жало специальной формы, например, плоское с выемкой или “звездочка” |
Лента изоляционная | Для восстановления изоляции |
Проникающая смазка | Для отворачивания прикипевших резьбовых соединений |
Ветошь | Для очистки загрязнений и остатков смазки |
Для того, чтобы починить неисправный стартер, рекомендуется приобрести специальный ремкомплект. В него входят основные элементы узла, которые наиболее подвержены износу. Иногда в такой набор для ремонта входят некоторые инструменты, необходимые для восстановления работоспособности узла.
Как раньше заводили автомобили руками
Современные водители даже не поймут о чем речь. Я расскажу вам про кривой стартер или заводную рукоятку двигателя, зачем она нужна, почему пропала и нужна ли она в современное время на современных автомобилях и почему.
На заре автомобилестроения все автомобили запускались с рукоятки. Так как надежной системы запуска с электростартера еще не придумали, а искра подавалась с магнето, которое только вырабатывала искру и больше ничего. Аккумуляторов не было и заводить приходилось руками. Позже с развитием производства придумали электростартер и жизнь начала налаживаться, для запуска необходимо было повернуть ключ и нажать на кнопку стартера на полу и надавить на рычаг подачи бендикса, короче целая история. Но крутить уже не надо.
Тем более с появлением и развитием дизельных двигателей, необходим был мощный электростартер, потому что запустить дизель рукояткой практически невозможно, так могли только полярники в фильмах))
Электростартеры стали массово применять на всех автомобилях, но возможность заводить рукояткой оставляли, как паруса на пароходах- мало ли что, вдруг понадобиться.Даже грузовики оставляли за собой такую возможность, например ЗиЛ 131 имел отверстие и храповик для заводной рукоятки, а провернуть его мотор руками очень не просто.
С развитием инжекторных двигателей необходимость и обусловленность кривого стартера постепенно сошла на нет. Ведь двигатель с многообразием электроники, с мозгами и датчиками очень опасно заводить при разряженном аккумуляторе. И кривой стартер канул в лету, правда остались еще автомобили, на которых это возможно, например УАЗ Хантер, но там надо намного его доработать- поставить храповик.
Но обоснованно ли забыли помощника? Я сталкивался с множеством случаев, когда аккумулятор не мог завести автомобиль из-за разряженности, а с толкача с пол оборота заводилась, ведь инжектору необходимо электричество, чтобы накачать бензонасосом давление в топливной системе и если столько зарядки еще осталось, хотя бы 10 вольт, то машина сможет запуститься. Как хорошо было бы иметь рукоятку, повернул и все готово.
Так же у нас в стране суровый климат и зимой бывают сильные морозы, а раньше в инструкциях по эксплуатации автомобилей было написано, что при морозе ниже 15 градусов необходимо перед запуском провернуть коленвал как раз таки заводной рукояткой, чтобы масло разошлось по системе. Конечно сейчас хорошие масла и зимой они не застывают так сильно, но есть статистика, что один холодный старт уменьшает ресурс мотора более чем на 300 км. А был бы кривой стартер, то продлевали бы ресурс своих движков.
И последний аргумент в пользу кривого стартера это ремонт. Иногда просто необходимо потихоньку на небольшой угол провернуть коленчатый вал, чтобы выставить метки ГРМ например, а ключом не очень удобно, вот тут то бы и пригодилась рукоятка.
Прогресс не стоит на месте и автомобили воспринимаются все больше как одноразовые вещи, типа мобильника или телевизора, и водитель это не шофер, он только ездить должен уметь, а не ремонтировать.
Но и их можно завести без аккумулятора, например с толкача или прикурить от другого авто. Ведь главное, чтобы бензонасос дал давление и хватило энергии для искры.
Источник
С чего начать, если не крутит стартер на ВАЗ-2110 и что необходимо проверить в первую очередь
Прежде чем разбирать стартер, необходимо проверить исправность проводки и некоторых узлов. Возможно, неисправность кроется в них.
Первым делом проверьте, заряжен ли аккумулятор.
Затем, при помощи тестера проверьте, подается ли напряжение на клемму втягивающего реле.
Также необходимо проверить подается ли питание с замка зажигания. Для этого снимите разъем с реле, подсоедините тестер и поверните ключ на старт. При повороте ключа в это положение, на разъеме должно появляться питание.
Если не было выявлено никаких неисправностей при этой проверке, а стартер на ВАЗ-2110 по прежнему не крутит, то необходимо его снять и установить причину неисправности.
Принцип действия детали
По сути устройство стартера помогает заводить автомобиль и все его системы. Что касается принципа действия стартера, то все происходит по следующему алгоритму:
- После того, как водитель поворачивает ключ в зажигании, происходит передача тока. Сигнал переходит на обмотку двигателя машины.
- Далее деталь стартера под названием бендикс передает импульс на маховик.
- Как только все системы авто завелись, бендикс возвращается в исходный порядок. Здесь стартер уже полностью заканчивает свою работу и останавливается.
Таким образом понятно, что работа стартера заключается только в процессе зажигания, в виде помощи мотору. Существуют разнообразные варианты стартеров.
Кроме такого различия, они могут быть разнообразны и в зависимости от фрикционного состава. Есть специализированные модели для более мощных дизельных моторов, которые имеют преимущества перед стандартными
Так что при ремонте стартера ВАЗ и любого другого своими руками обращайте внимание на его разновидность.
Как снять и поставить
Для удобства стартер лучше снять, хотя, многие и без этого обходятся. С другой стороны, можно разом и релюшку заменить и стартер продиагностировать, только снимать надо аккуратнее.
Для снятия самого устройства тяга первым делом отключаемся от питания аккумулятора, этот момент очень важен, иначе, вас может хорошенько долбануть током да и проводку всю точно сожжете. Сам стартер хорошо бы почистить от скопившейся пыли и грязи, будет проще работать. Процесс будет описан для того типа реле, который сборный и у которого можно заменить части, он сложнее неразборного по объективным причинам.
- Клемму с АКБ снимать проще десятым ключом (снимаем минус!).
- С самого реле снимать нужно красный провод, точнее, его клемму.
- Восьмым ключом отвинчиваем гайку щеточного узла, она находится на задней части релюшки, на болте, снимаем контакт, который она держала.
- Теперь отвинчиваем крепления реле к массе (это те самые стяжные виньты).
- Нужно снять силовой провод и потом вытащить тягловое реле.
- Теперь отвинтите торцевые крепления-гайки, снимите верхнюю часть реле.
- Старый сердечник реле нужно заменить на новый.
- А теперь вспоминаем, как мы все разбирали, и собираем в обратной последовательности.
Когда будете отполовинивать одну часть реле от другой – аккуратнее, во-первых, сердечник может выскользнуть, во-вторых, пружинка.
Замена втягивающего реле ВАЗ 2114 – дело простое. Еще проще, когда он неразборный, вам в принципе ничего особенного делать не надо, просто вынуть непригодную деталь и заменить ее на рабочий вариант. Гайки все те же, только винтить будем по корпусу.
Механические поломки, требующие ремонта
Первым делом следует проверить механическую часть. Муфта должна легко перемещаться под действием отвертки.
Вращение шестерни бендикса должно производиться только в одну сторону. Недопустимо наличие любых подклиниваний. Люфт также указывает на неисправность узла. В случае наличия дефектов в работе, бендикс подлежит замене.
На шестерни недопустимо наличие существенного износа или повреждений зубьев. Шестеренка не подлежит восстановлению, поэтому в случае дефектов требует замены.
Выход из строя втулки сопровождается посторонними звуками при работе узла. Ее изъятие удобно производить с помощью метчика.
Большинство современных стартеров имеют планетарную передачу. Смазка в ней загустевает в процессе эксплуатации. Для восстановления работоспособности редуктора требуется:
- Разобрать передачу.
- Следующим этапом является чистка. Для начала загустевшую смазку требуется выскрести отверткой и ватной палочкой.
В спецсредстве отмыть все шестерни.
Переборка заканчивается тем, что очищенный редуктор следует смазать новой смазкой.
Несмотря на то, что чистка планетарного редуктора стартера не входит в плановое ТО, многие автовладельцы рекомендуют делать ее периодически с интервалом 40-80 тыс. км.
Ремонт втягивающего реле стартера своими руками
Самостоятельный ремонт требует определённых навыков. Браться за дело, не имея ни опыта, ни необходимого инструмента не стоит. Строго говоря, установка новой детали всегда предпочтительнее, чем ремонт вышедшей из строя.
Если вы решились на ответственный шаг, придётся сначала удалить грязь с поверхности узла, воспользовавшись жёсткой щёткой и тряпкой, смоченной в керосине, уайт-спирите и т. п. После этого производится внешний осмотр на предмет ознакомления с устройством корпуса реле.
Как разобрать втягивающее реле стартера?
Вскрывать завальцованный корпус нет никакого смысла. Это сложная процедура с непредсказуемым результатом. Но, если производитель предусмотрел возможность вскрытия втягивающего реле, закрепив его заднюю крышку отдельными винтами или гайками на силовых клеммах, то доступ к контактным пластинам не станет серьёзной проблемой. Достаточно отвернуть крепления и подцепить крышку с помощью ножа или отвёртки.
Чистка контактов и замена отдельных деталей
После снятия крышки вы сможете оценить состояние контактных пластин. Нагар или окисление следует удалить, воспользовавшись наждачной бумагой. Повреждённые пружины, если таковые имеются, можно попытаться заменить, подобрав подходящие по размеру и характеристикам. Подбор пружин – дело весьма сложное. Приходится замерять не только размеры, но и развиваемое усилие. Сделать это, не имея в своём распоряжении специального оборудования, не получится.
Закончив ремонт, помещаем крышку на место, смазав место соединения герметиком, закрепляем её и производим повторную проверку. Убедившись, что все параметры находятся в норме, устанавливаем реле на стартер и выполняем окончательную сборку.
Говоря по совести, надолго такого ремонта не хватит. Пластины со временем выгорают, истончаются и уже не способны обеспечить надёжный контакт. Ещё раз отмечаем, что такие работы целесообразно проводить лишь в тех ситуациях, когда нет доступа к запасным частям. В остальных случаях правильным решением становится замена втягивающего реле стартера на новую и заведомо исправную деталь.
Устройство
Механизм включает в себя электродвигатель, который состоит из ротора и статора, щеткодержателя, втягивающего реле и бендикса.
Якорь, или ротор, отвечает за вращение шестерни бендикса. Когда мотор запустится, якорь переходит в изначальное положение. Он оснащен возвратной пружиной, посредством которой размыкаются контакты.
Бендикс, или же обгонная муфта, как ее еще называют, необходим для контролирования скорости вращения вала. Ведущий вал должен работать на больших оборотах, нежели ведомый. Щетки, а также щеткодержатели предназначены для подачи напряжения на якорь. За счет щеток также увеличивается мощность электрического мотора.
Какие части стартера нужно смазывать
Однозначно смазки требует редуктор. Без неё он не откажется работать, но повышенный износ быстро приведёт к необходимости ремонта. Все прочие узлы и детали тоже можно смазать, но лишь тонким слоем и только в том случае, если предполагается регулярное обслуживание стартёра.
Дело в том, что при всех положительных свойствах масляной плёнки, а это:
- снижение трения, а значит энергопотребления;
- облегчение теплового режима электродвигателя;
- рост срока службы пар трения;
- увеличение пусковых оборотов, что ускоряет запуск двигателя, снижая время работы стартёра;
- предохранение от коррозии,
Наличие масла и прочих жиров на деталях способствует накоплению загрязнений, в том числе и абразивного типа. Вместо увеличения ресурса получится его катастрофическое снижение, подклинивание и отказы.
Но при внимательном обращении, отсутствии экстремальной запылённости при эксплуатации и планировании периодических разборок стартера для обновления смазки с очисткой деталей, лучше поверхности при сборке покрыть антифрикционным слоем масел и смазок.
Ремонт
Итак, теперь, когда вы знаете основные варианты поломок, можете приступить к ремонту. Если у вас имеется неисправность со втягивающим реле, то можете начать с его ремонта.
Первое, что необходимо сделать, так это прикрепить стартер и демонтировать реле. Для этого снимите два винта (достаточно одного не слишком сильного удара молотком). Снимите крышку реле и замените контакты и накрывающую их медную пластину. С большой вероятностью это решит вашу проблему и наладит работу стартера.
Однако, иногда случаются и другие виды поломок. Например, проблемы нередко бывают с ручным стартером. О том, как отремонтировать его самостоятельно читайте в ниже.
Итак, для начала возьмитесь за шнур, аккуратно потяните, проденьте через катушку и завяжите конец в узел. Затем вам будет необходимо укрепить пружину в корпусе. Для начала, зацепите ее за корпус и проверните пару раз. Это поможет закрепить деталь в пазу.
Следом можно заняться установлением храповика. Как только все работы будут закончены, вставьте ручной стартер внутри устройства. Вот и все! Ремонт окончен.
Кроме всего вышеописанного, в домашних условиях вы можете провести ремонт стартера бензопилы. Это не очень сложно.
Первое, с чего стоит начать, так это с обрыва пускового шнура. К сожалению, без этого никак не обойтись. Но имейте в виду, что оторвать шнур будет не так уж и просто. Ведь его покрывает специальная защита.
Процесс будет немного похож на ремонт стартера газонокосилки.
Открепите стартер с помощью ключа — он нужен для того, чтобы открутить три имеющихся винта крепления. После этого, стоит открепить стартер. На видео о ремонте стартера часто показано устройство, необходимое для того, чтобы пуск был плавным. Его также необходимо демонтировать.
После этого, снимите катушку для шнура замените шнур и скрутить очень толстый узел на одном из концов. Однако, он не должен вылезать за пределы катушки. Установите катушку на место.
Аналогичным образом можно провести ремонт мотокосы своими руками.
Таким образом, теперь вы знаете, как отремонтировать стартер самостоятельно в домашних условиях.
Чем смазывать
В интернете можно найти много форумов, на которых спорят о том, какая смазка лучше для стартера. Вопрос её выбора актуален в том случае, если разбирать стартер будете своими руками. Если же этим занимается автосервис, то выбирать не приходится.
Для того, кто хочет сделать это своими руками, есть несколько вариантов:
- Литол;
- Графитовая;
- Моторное масло;
- Кастрол;
- Циатим-201;
- Смазка ШРУС.
Бендикс,приводной вал стартера
Для того чтобы выбрать правильный вариант смазки, нужно знать характеристики и область применения. При низких температурах смазка теряет свои свойства, становится более вязкой, а при высоких может закоксовываться. Перед тем как приступить к смазыванию стартера, надо по характеристикам подобрать морозостойкое, наиболее сохраняющее свои свойства средство.
Работоспособен в диапазоне от -40 до 120 градусов. Вязкость от 8 до 650 Па-с. В область применения входят шарниры и трущиеся детали электрических машин.
Графитовая смазка
Применяется в диапазоне температур от -20 до 70 градусов. Вязкость у неё 100 Па-с при нулевой температуре воздуха. Используется в деталях, подвергающихся большой нагрузке в основном это подвески автомобилей и тракторов.
Моторное масло
При использовании моторного масла, лучше применять синтетическое, т. к. оно в значительной мере сохраняет свою вязкость при низких температурах. Оно образует довольно прочную плёнку на поверхности металла.
Castrol LMX изготовлена на литиевой основе. Температурный диапазон от -35 до 140. Вязкость при 40 градусах порядка 83. Применяется в сильнонагруженных узлах.
Представляет собой масло, загущённое литиевым стеаратом. Используется при температурах от -60 до 90 градусов. Вязкость уже при -50 будет 1100 Па-с.
Смазка ШРУС
Температурный диапазон использования от -30 до 120 градусов. Вязкость при -30 будет 1800 Па-с. Область применения – шарниры равных угловых скоростей.
При обслуживании стартера своими руками моторным маслом лучше всего смазать цапфы и вал, в редуктор можно закладывать Литол 24 или Castrol LMX. При этом имейте в виду, что покупать смазку нужно в проверенных местах во избежание подделок.
Как это сделать?
- Ставим на нейтралку, выжимаем ручник, клиним колеса башмаками;
- Откидываем клеммники от аккумулятора;
- Изымаем воздухофильтр в комплексе;
- В разных моторах по-разному расположен стартер, но у большинства будет слева от мотора, если смотреть на него со стороны капота. Отодвигаем резиновый предохранитель и отвинчиваем плюсовую клемму;
- Накидками на «15» отвинчиваем гайки с двух шпилек. Изымаем сам стартер непосредственно;
Когда сам узел достали, теперь переходим к его разборке:
- Перед тем как класть на поверхность стола тщательным образом очищаем от остатков грязи и иных образований. При необходимости можно использовать керосин (но только локального нанесения);
- Накидком на «13» снимаем клеммник втягивающего клапана;
- Шестигранником отвинчиваем три болта, которые крепят клапан. Возможно, будут трудности, так как вода и погодные условия уже оставили свои отпечатки на них. Используйте «ВД-40». Если уж совсем туго, не ломайте, иначе шлицам будет беда. Берите дрель и высверливайте сверлом с потайной головкой. Необходимо будет приобрести дополнительно две шпильки маркировки М4х35 или можно длиннее;
- С помощью накидков отвинчиваем болты и отсоединяем две части корпуса;
- Отверткой поддеваем стопорное кольцо на валу ротора, снимаем упорную втулку, изымаем бендикс (муфта). Возможно понадобится металлическое плечо чуть больше в диаметре чем вал, чтобы сбить втулку. Все зависит от качества и степени изношенности;
- Перед нами вал, 3 шестеренки и редуктор. С помощью тряпки очищаем от старой смазки, вытираем на сухо;
- Наносим на подшипники небольшое количество смазки, которая указанна была в начале статьи. Трамбовать не стоит, так как излишнее количество и морозы могут спровоцировать клин;
- Одеваем крышку редуктора и устанавливаем бендикс, предварительно смазав его шлицы смазкой;
- Вовремя сборки, проводим визуальную диагностику щеток. Если видно заусинки проводов, то лучше замените модуль в сборе;
- На вал ротора одеваем крышку, смазываем его смазкой;
- Смазываем совсем немного бендикс для легкости захода в паз коленвала, завинчиваем шпильки;
- После того как установлен стартер, возвращаем назад воздушный фильтр;
- Тестируем авто.
Согласно требований инструкции по эксплуатации автомобиля, техосмотр необходимо проводить каждые 50 000 км.
пробега и проводить замену смазки. В зависимости от условий использования, интервал может быть уменьшен на 10-15 тыс. км. пробега. Вариантов обслуживания два: собственноручно своими силами или отогнать в автосервис для проведения работ.
Как видим процедура далеко не сложная
, но наличие терпения и определенных навыков все же следует иметь. Что касается процедуры покупки запчастей и комплектующих, то их рекомендовано приобретать только у сертифицированных автомагазинах или дилерских центрах. Так как покупая неоригинальную продукцию вы заранее обрекаете машину и ее узлы на очередной досрочный ремонт. Ну вот и разобрали поэтапно тему, чем смазать стартер автомобиля, надеюсь наши советы помогут многим автолюбителям.
https://youtube.com/watch?v=G8AghxhvjUU
Технические характеристики
Как и каждой детали в электрооборудовании автомобиля, характеристики стартера четко подогнаны под характеристики смежных узлов . Все эти соответствия описаны в руководствах от автоконцернов. Резюмируем те, что касаются стартером:
Напряжения . Напряжение питания должно находиться в соответствии с номинальным напряжением для аккумулятора. У легкового автомобиля этот показатель равен 12 вольт;
Мощность . Мощность – определение максимального усилия, которого достигает стартер для прокручивания коленвала. Может варьироваться от 0,7 до 8 кВт;
Потребляемый ток . Так называются энергозатраты стартера. Когда автомобиль не движется, но двигатель работает на холостом ходу, определить потребляемый ток не составит проблем;
Момент сопротивления проворачиванию . Это показатель, который скорее описывает двигатель, нежели сам стартер. А именно, это та сила, без приложения которой невозможно вращение осуществить вращение коленвала. Через значение моменты инженеры можно рассчитать мощность и потребляемый ток;
Направление вращения
Обращайте на это внимание при выборе стартера с асимметричным креплением;
Количество зубцов у шестерни бендикса ;
Дополнительные параметры. К ним относят тип крепления, тип используемых разъемов, количество отверстий и т.д
Рекомендации
Ремонтировать дефекты отдельных деталей (несколько) не целесообразно с точки зрения непредсказуемости качественной работы. Замена стартера новым позволит избежать головной боли на многие лета. В случае замены изношенных, отдавайте предпочтение деталям известных производителей.
В момент пуска энергия стартера расходуется не только не преодоление сопротивления мотора, но и на свои внутренние потери, которые значительно возрастают, если трущиеся детали не смазывать. Стартер нуждается в сезонном техническом обслуживании (СТО), в которое входит очистка старой и нанесение новой смазки.
Щеточный узел
Для доступа к щеточному узлу следует разобрать стартер, как показано на изображении ниже.
Первым делом следует проверить как перемещаются щетки в щеткодержателях. При наличии заеданий следует отшлифовать дефектные места.
Щетки требуется осмотреть на наличие оплавлений и термических повреждений
Особое внимание необходимо уделить месту контакта с коллектором. Незначительные дефекты устраняются шлифовкой
В процессе эксплуатации происходит износ щеток. Критический размер составляет от 4 мм до 15 мм в зависимости от конструкции. В случае его достижения требуется замена щеток. Их цена составляет от 90 до 1800 рублей в зависимости от марки и модели стартера.
Что надо смазывать
Когда работает стартер, возникают нагрузки, которые хоть и кратковременные, но довольно большие по своей величине. В момент вхождения шестерни стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика, появляется сила, действующая в поперечном направлении к валу стартера.
Такая направленность нагрузки со временем приводит к износу (истиранию) втулок, и они приобретают форму эллипса. При этом происходит смещение вала и зазор между шестернями увеличивается, т. е. происходит перекос зубьев. Стартер с трудом справляется с такой нагрузкой, повышается потребляемый им ток, чем обусловлен повышенный нагрев обмотки и силовых проводов.
В этом случае страдает аккумулятор. В особо тяжёлых ситуациях износ втулок настолько велик, что стартер практически не в состоянии вращать коленчатый вал двигателя, и аккумулятор быстро разряжается. При многократных неудачных попытках возможен почти полный разряд батареи. Если нет возможности прикурить от другого авто или зарядного устройства, то ждать придётся долго.
К тому же пластины батареи могут осыпаться, это чревато покупкой новой АКБ. Получается, что своими неразумными действиями его и погубили. Продлить жизнь втулкам и, соответственно, аккумулятору можно, если вовремя смазать стартер. Каждый может сделать это своими руками, не посещая автослесаря.
Смазать надо не только втулки, но и вал стартера, чтобы продольный ход обгонной муфты не был затруднён
Важно это потому, что при заклинивании муфты с шестерней есть вероятность поломки зубьев. Определить это можно по характерному звуку
Редуктор позволяет снизить потребление тока от аккумулятора. Разобрать его своими руками несложно. Практически весь стартер можно раскидать по запчастям. Наличие шестерён редуктора создаёт сопротивление, которое значительно больше, когда смазки внутри нет либо она превратилась в очень густую мастику.
Смазывание редуктора
Как правило, обращать внимание на стартер нужно раз в 45 000 км, в противном случае своими действиями (или бездействием) можно нарваться на неприятности. Можно ещё смазать якорь тягового реле, если он заржавел
Перед этим, соответственно, очистить его поверхность от коррозии, чтобы она стала гладкой. Но, желательно, оставить эту деталь без смазки либо нанести её очень тонким слоем, чтобы не затруднить ход при низких температурах и не сделать пылесборником
Можно ещё смазать якорь тягового реле, если он заржавел. Перед этим, соответственно, очистить его поверхность от коррозии, чтобы она стала гладкой. Но, желательно, оставить эту деталь без смазки либо нанести её очень тонким слоем, чтобы не затруднить ход при низких температурах и не сделать пылесборником.
Рекомендуем: Выполняем промывку гидрокомпенсаторов самостоятельно
Итак, смазать при техническом обслуживании своими руками нужно:
- Втулки;
- Вал стартера;
- Редуктор (если есть);
- Якорь тягового реле.
Чем смазывать
При выборе смазывающего продукта неизбежны затруднения, поскольку штатная смазка стартера в ходе эксплуатации ни одним изготовителем не предусмотрена, и никаких авторитетных рекомендаций на этот счёт нет.
Рецептуру придётся выбирать самостоятельно, использую известные свойства популярных типов масел и консистентных смазок.
ШРБ-4
Смазка деталей стартера предназначенным совершенно для других целей продуктом типа ШРБ-4 выглядит неожиданным, но довольно оригинальным решением. Действительно, многие свойства хорошо подходят.
Данный пластичный тип разработан для применения в условиях повышенного воздействия влажной грязи на пары скольжения.
Обычно это рулевые наконечники и шаровые опоры в условиях потери герметичности чехлов. Поскольку в варианте стартера никакой речи о герметичности быть не может, то характеристики такой хорошо прилипающей и неохотно работающей на срыв масляной плёнки длинноволокнистой смазки должны убедительно подойти.
Наносить её стоит на опоры ротора и шлицевую часть обгонной муфты стартера.
Литол 24
Многофункциональная смазка широкого применения, разрабатывалась в основном для закрытых уплотнениями подшипников качения. Тем не менее, определённой водостойкостью и морозостойкостью обладает, вполне допустима к применению при отсутствии прочих смазок.
Работать будет нормально, но может не так долго, как некоторые иные продукты. Имеет несколько аналогов с похожими названиями и увеличенной морозостойкостью.
Смазка для ШРУС
Принципиально отличается от всех прочих особыми противозадирными свойствами, которые как раз для стартеров не актуальны. Но применение вполне возможно, поскольку во всём остальном – это тот же самый Литол. Неплохо поработает, например, в планетарном стартерном редукторе.
Моторное масло
Все пластичные смазки и масла производятся на одной основе, только консистентные дополнительно загущены специальными соединениями
Поскольку для стартера важно получение именно тонкой масляной плёнки, а не удержание больших запасов смазки, от которых скорее получится вред, нежели польза, то жидкое масло допустимо к использованию
Им можно смазывать поверхности, для которых важно не столько пониженное трение, сколько защита от коррозии и сухого износа. Например, якорь втягивающего реле, который можно и не смазывать, но тонкая плёнка жидкого масла не помешает
Есть похожий продукт – масло для автоматических коробок передач на синтетической основе. Оно может выступить как компромисс в вечном споре, надо ли смазывать обгонную муфту (бендикс) изнутри, если кто-то решился её вскрыть и перебрать, а не заменить на новую, что гораздо логичней и практичней.
Если её ролики и пружинки чем и покрывать, то именно ATF выглядит наиболее предпочтительно.
Графитовая смазка
Продукт хорошо подходит для тяжело нагруженных низкоскоростных узлов, особенно рессор, в стартере ему делать нечего. Особенно если это старая «графитка» на солидольной основе. Лучше уж вообще ничем не смазывать.
Кастрол
Продукция этой компании содержит широкую номенклатуру смазывающих продуктов.
Для стартеров используется многофункциональная смазка Castrol LMX, по свойствам схожая с упомянутым Литолом, во многом его превосходящая, хотя где-то и уступающая, в частности, по нижнему пределу температуры. Можно смело применять с положительным результатом.
Циатим-201
Деликатно работающая, можно сказать, приборная смазка. Отличается хорошими низкотемпературными показателями, будет прекрасно служить в узлах трения стартера
Тем более при зимней эксплуатации в суровом климате, где это особенно важно
Проверка и ремонт втягивающего реле стартера
Неисправное втягивающее реле стартера зачастую становится причиной того, что автомобиль отказывается заводиться при повороте ключа в замке зажигания. Пожалуй, это не самые приятные моменты в жизни любого водителя
Поэтому в таких случаях важно знать, как проверить втягивающего реле стартера, и как завести машину, если оно не работает
Мы расскажем о назначении втягивающего реле стартера и его устройстве, о том как его можно проверить и выполнить несложный ремонт своими руками.
В конце этой статьи смотрите видео, в котором показано, как завести машину, если не работает втягивающее реле стартера.
Также на нашем сайте можно найти информацию и о других часто встречающихся причинах неисправности стартера с пошаговой инструкцией, что делать если не срабатывает стартер.
Когда при повороте ключа в замке зажигания отчетливо слышно, что стартер работает в холостую, то причиной этой неисправности может быть втягивающее реле. Но прежде чем заняться его диагностикой, следует знать назначение этого электрического узла.