Немного об износе
Финским инженерам удалось добиться довольно неплохих показателей в плане «живучести» резины независимо от состояния дорожного покрытия и его типа. Примерно за 7 000 км эксплуатации в зимний период на передней оси остаток порядка 6,5 мм, а на задней — 7,5 мм. Это и не удивительно, особенно если учитывать, что для эксперимента брался переднеприводный автомобиль. Если поменять покрышки местами, то есть с передней оси поставить на заднюю, а с задней на переднюю, то можно смело откатать еще 3-4 сезона. И это при ежедневной эксплуатации и пробеге примерно 7-10 тысяч км за зиму! Довольно неплохой результат, да? При умеренной езде покрышка способна прожить порядка 5 сезонов. Если сравнить с шиповкой в данном ценовом диапазоне, которая в лучшем случае эффективна 3, максимум 4 сезона, резина Nokian Hakkapeliitta R2 уверенно лидирует.
В чем разница между европейскими и скандинавскими зимними шинами
Разумеется, на вид резины влияет климат страны, для которой она предназначена. В Европейских странах, особенно это касается центральной части региона, климат умеренный, зимы довольно мягкие, а снег если и выпадает, то лежит довольно непродолжительное время, сильных морозов тут не бывает. А вот в Скандинавии зимы суровые, со снегом, морозами и соответственно наледями на дорогах. Разница в погодных условиях напрямую влияет на то, какие колеса используют жители этих стран в холодное время года.
Какие требования предъявляются к европейской зимней резине? Прежде всего, это отличное сцепление с дорогой при наличии снежного покрова, наледи, снежной каши, устойчивость к аквапланированию, а также прекрасная управляемость автомобиля на сухой дороге. От резины для скандинавских дорог ожидают хорошего сцепления на дороге, покрытой снегом и льдом. Требования несколько отличаются, а значит, и технология производства будет разная.
Жесткие погодные условия северных стран обязывают делать выбор в пользу более мягкой резины. Ведь как уже говорилось выше, мягкая резина более эластична и не будет дубеть даже при сильных морозах. Такая резина не подходит для езды при температуре выше ноля, так как быстрее изнашивается, но ее и не используют в регионах с теплыми зимами.
Европейские же шины делаются более твердыми, так как климат региона требует этого. Температура здесь не уходит в большой минус, как правило, она колеблется в районе нулевой отметки и часто перешагивает ее. То есть европейская резина должна быть умеренно твердой, чтобы хорошо реагировать как на мороз, так и на плюсовую температуру, не изнашиваясь раньше времени и обеспечивая хорошее сцепление с дорогой.
Рисунок протектора тоже отличается в зависимости от региона. В Скандинавии резина обладает следующими особенностями:
- на ней больше ламелей на каждом блоке протектора;
- место, где стыкуется боковина и протектор, выглядит более мощно, вместе они образуют прямой уголс выраженными зубами.
Такой агрессивный вид создается для того, чтобы колесо лучше сцеплялось с заснеженной дорогой. Европейским колесам это не нужно, им важнее сохранить баланс между устойчивой ездой по снежной каше, наледи, а также просто мокрой и сухой дороге.
Зимняя резина для Скандинавии и Европы также отличается максимальным индексом скорости, который указывается на этикетке и имеет буквенное обозначение. Выглядит он так: P — 150 км/ч, Q — 160 км/ч, R — 170 км/ч, S — 180 км/ч, T — 190 км/ч, H — 210 км/ч, V — 240 км/ч, W — 270 км/ч. Конечно, в северных странах разрешенный индекс будет ниже, чем в Центральной Европе. И это нужно учитывать, особенно если автовладелец часто перемещается между регионами: ехать на скандинавских шинах нужно с определенной скоростью, превышать которую даже на отличных дорогах Германии нельзя.
Что касается выбора зимней резины для российских реалий, тут нужно отталкиваться от региона, в котором вы живете. Если для езды в Мурманской области лучше приобрести скандинавскую резину, то в Краснодарском крае правильнее ставить европейскую.
Применение современных технологий
Постоянное развитие и улучшение резиновой смеси приводит к тому, что для эксплуатации в зимний период времени уже вовсе не обязательны шипы. На первый взгляд это может показаться неразумным, ведь не будет нормального зацепления с дорожным покрытием, но на самом деле это не так. Дело в том, что компании «Нокиан» удалось разработать уникальную технологию. Суть её заключается в том, что в резину на этапе производства добавляют микрокристаллы, твердость которых как у алмазов. Они имеют многогранную структуру. За счет этого и обеспечивается должное сцепление с дорогой, так как каждый кристалл своими гранями цепляется за лед или снег.
Использование такой технологии позволило добиться высоких эксплуатационных характеристик. Даже при достижении критического износа протектора управляемость и поведение на дороге не изменяется. Этим-то и славится Hakkapeliitta R2. Тест, проведенный экспертами показал, что кристаллическая структура покрышки обеспечивает отличное зацепление с любым типом дорожного покрытия.
Улучшается резиновая смесь протектора, в состав резины входит рапсовое масло
Что нового следует ожидать в области исследований и разработки шин?
«Экологичность продолжает направлять создание наших будущих продуктов. В шинах Nokian Hakkapeliitta используются новые типы резиновой смеси, сокращающие расход топлива и выбросы CO2. Мы уже применяем возобновляемое сырье, включая рапсовое и сосновое масло, поскольку рапсовое масло, к примеру, повышает долговечность резиновой смеси и улучшает сцепление на льду», — поясняет вице-президент по исследованиям и разработкам Юха Пирхонен.
Менеджер службы технической поддержки Матти Морри полагает, что наибольшего прорыва следует ожидать в технологии ошиповки, а также в улучшении состава резиновой смеси протектора. Цель состоит в том, чтобы дать водителям еще больше спокойствия — независимо от дорожных условий, с которыми они сталкиваются.
Дальнейшая информация:
Юха Пирхонен, вице-президент по исследованиям и разработкам, Nokian Tyres, тел. +358 10 401 7708, [email protected]
Матти Мори, менеджер технической сервисной службы, Nokian Tyres, тел. +358 10 401 7621, [email protected]
Подробнее:
Инновации компании Nokian Tyres https://www.nokiantyres.ru/innovatsii/
Nokian Hakkapeliitta R2 — современная экологичная технология зимних шин для электромобилейhttp://www.nokiantyres.com/company/news-article/state-of-the-art-green-winter-tyre-technology-for-electric-cars-the-world-s-first-winter-tyre-with-a/
Фото, посвященные премии «Шинная технология года — 2016», и фото продукта Hakkapeliitta R2 www.nokiantyres.com/HakkapeliittaeR2
Видео https://www.youtube.com/watch?v=Wo4omb0Eil4
Nokian Tyres — первые в мире зимние шины класса АА www.nokiantyres.com/company/news-article/nokian-tyres-offers-the-world-s-first-aa-class-winter-tyre-in-wet-grip-and-fuel-efficiency-as-well-a/
80 лет Nokian Hakkapeliitta:История обладательницы севера
Более 80 лет с момента изобретения зимних шин: Шины Nokian Kelirengas освоили безопасные повороты на заснеженной дороге Как изменилась зимняя шина Как разработали первую в мире зимнюю шину? Зимним шинам Nokian более 80 лет
Tехнологии «умного» движения и биоорганических материалов: Nokian Hakkapeliitta в 2036 году Nokian Hakkapeliitta — пионер в технологии и безопасности шин
Фотографии: Зимние шины Nokian Tyres с 1934 года и до сегодняшнего дня (pdf file, 10 MB) Летние шины Nokian Tyres с 1932 года и до сегодняшнего дня (pdf file, 10 MB)
Современная технология шипованных шин, уменьшение сопротивления качению
Шины Nokian Hakkapeliitta 5, представленные на рынке в 2006 году, продемонстрировали улучшенные зхарактеристики сцепления благодаря рисунку Bear Claw («медвежий коготь» ), который усилил работу квадратного шипа в любых условиях.Тогда же компания Nokian Tyres впервые показала самые большие в мире зимние шины для пассажирских автомобилей. Диаметр обода шины Nokian Hakkapeliitta Sport Utility 5, адаптированной под внедорожники, составил 22 дюйма.
Шины Nokian Hakkapeliitta Truck E для грузовиков и автобусов появились в 2008 году. Эти специальные шины для дорог с плохими условиями с четким рисунком поверхности сцепления и износостойкостью, которая выдерживает экстремальные условия. В 2014 году, который был юбилейным для первой шины Kelirengas, ее серию завершила шина Nokian Hakkapeliitta Truck E, отвечающая самым строгим требованиям магистральных дорог. К преимуществам этих шин для грузовиков и автобусов относятся, к примеру, запатентованный двойной блок рисунка протектора на поверхности сцепления и зимний индикатор безопасности, который показывает, когда шина имеет наилучшие характеристики сцепления на зимней дороге.
Шина Nokian Hakkapeliitta 7 и и ее нешипованный вариант Nokian Hakkapeliitta R впервые появились на зимних дорогах в 2009 году. Удобство вождения с шинами Hakkapeliitta 7’ гарантирует технология Air Claw с использованием каплевидных воздушных амортизаторов на шине, которые ослабляют влияние шипа на дорожное полотно. Шина Hakkapeliitta R, с другой стороны, была лучшей на рынке по характеристикам низкого сопротивления качению и имела налучшие характеристики безопасности.
Разработка шины Nokian Hakkapeliitta 8 началась еще в 2009 году, а самый последний флагманский продукт из семейства зимних шин вышел в 2013 году. На следующий год появились более надежные покрышки: нешипованная зимняя шина Nokian Hakkapeliitta R2 с отличными характеристиками сцепления и сниженным сопротивлением качению, прочные и исключительно износоустойчивые шипованные шины для внедорожников, а также нешипованные шины Nokian Hakkapeliitta R2 SUV, обеспечивающие высокий комфорт вождения. Первые в мире зимние шины для тракторов Nokian Hakkapeliitta TRI были представлены на рынке в 2014 году.
Kelirengas
Первой зимней шиной в мире была шина Kelirengas, предшественница шины Hakkapeliitta. Она была разработана для грузовиков, которые колесили по заснеженным зимним дорогам севера 1930-х годов. Рисунок протектора с канавками позволял использовать шины на заснеженных дорогах, а про цепи противоскольжения можно было забыть. Прочные, но широкие поперечные канавки счищали снег при вождении, обеспечивая отличные характеристики сцепления. Рисунок протектора, который был на шинах Kelirengas был перенесен на шины Hakkapeliitta и использовался вплоть до 1950-х годов.
Плакат Snow Hakkapeliitta 1936 года.
Шины Haka-Hakkapeliitta
Шина Haka-Hakkapeliitta держала первое место по продажам среди зимних шин в 1950-1960-е годы. Шины Haka-Hakkapeliitta, выпуск которых начался в 1956 году и чей ассортимент через два года достиг своего максимума, стали ответом на новые условия зимнего вождения и появление новых больших автомобилей. На протекторе был рисунок с плотно расположенными присосками, который был эффективен на обледенелых дорогах с укатанным снегом, поскольку при торможении между присоском и поверхностью дорожного полотна возникал небольшой воздушный пузырь, обеспечивавший сцепление с помощью присоска. Продольные канавки на обеих сторонах центральной области были тоже новшеством. Они гарантировали хорошую устойчивость при движении.
Фото: Шина Haka-Hakkapeliitta, новый продукт, выпущенный в 1956 году, побила все предыдущие рекорды продаж.
Для опытных водителей
Все же данную резину можно порекомендовать более опытным автомобилистам. Обусловлено это тем, что липучка все же не шиповка и на снегу ведет себя не так стабильно. К примеру, при перестроении в полосу возможны небольшие заносы, и выравнивать автомобиль нужно с помощью педали газа. Для новичка это может стать настоящим испытанием, в то время как бывалый водитель справится с такой ситуацией довольно легко и непринужденно.
Это отличный вариант для переднеприводных автомобилей. Дело в том, что с помощью поворотов руля можно выехать практически из любого сугроба. Конечно, если не сесть на брюхо. На заднеприводной машине это удается с трудом, поэтому для них более предпочтительна шипованная шина. Для внедорожников или кроссоверов отлично подойдет Hakkapeliitta R2 SUV XL, которая имеет увеличенные индексы нагрузки и размеры. Такого плана шина не нужна легкому седану, хотя это и допустимо, но бессмысленно.
Новое поколение шин Hakkapeliitta
Изменялись условия вождения в зимних условиях, вместе с ними менялись и шины Hakkapeliitta. В 1950-х годах снег на дорогах стали убирать снегоочистительными машинами, поэтому дорожное покрытие стало более твердым и скользким. По сравнению с предшественницей, с 1956 количество несущих элементов протектора шины увеличилось в два раза, что улучшило сцепление на твердой поверхности.
Изобретение шипа или металлического устройства противоскольжения, стало рывком вперед в разработке зимних шин. Шипы из твердого сплава для шин Hakkapeliitta появились на рынке в 1957 году, а в 1961 году шины Hakkapeliitta можно было уже приобрести с заранее сделанными отверстиями под шипы. Первой зимней шиной, которая уже была специально сконструирована под шипы, стала шина Kometa-Hakkapeliitta, появившаяся в 1961 году.
Новое изделие 1965 года назвали просто Hakkapeliitta. Все шины Hakkapeliitta уже можно было приобрести с отверстиями под шипы. Рисунок протектора шин Hakkapeliitta модернизировали путем совмещения резиновых присосков с перемычками.. Многочисленные кромки поверхности резины обеспечивали сцепление на снегу, а шипы демонстрировали отличные результаты на льду.
Мягкие зимы и повсеместное использование соли для борьбы со льдом создали предпосылки к спросу на городские зимние шины. С 1969 года рисунок протектора и резиновая смесь шин SF-Hakkapeliitta уже были рассчитаны и на дороги без обледенения и приобрели особенную популярность среди таксистов.
Описание шин Nokian Hakkapeliitta 9, Michelin X-Ice North XIN4, Continental ContiIceContact 2
Континенталь Конти Айс Контакт 2
Начало производства: 2014 год
Рисунок протектора: асимметричный, направленный
Количество шипов, размер R16: 190 шт.
Вес шины R16: 10 кг
Твердость по Шору: 57 ед.
Максимальная скорость: 190км/час
Мишлен Икс Айс Норд 4
Начало производства: 2018 год
Рисунок протектора: симметричный, направленный
Количество шипов, размер R16: 250 шт.
Вес шины R16: 9.6 кг
Твердость по Шору: —
Максимальная скорость: 190км/час
Нокиан Хакапелита 9
Начало производства: 2017 год
Рисунок протектора: симметричный, направленный
Количество шипов, размер R16: 188 шт.
Вес шины R16: 9.1 кг
Твердость по Шору: 54-55 ед.
Максимальная скорость: 190км/час
Представленные покрышки хоть и являются прямыми конкурентами в премиум сегменте, но кардинально отличаются использованными технологиями. Например, Континенталь Конти Айс Контакт 2 имеет нестандартный для зимней шины рисунок протектора — асимметричный, основная цель которого: повысить комфорт и качество передвижения покрышки по чистому асфальту, даже с учетом того, что частично теряется зацепистость шины на льду и по снегу. Также, Continental ContiIceContact 2 единственная, из представленных шин, использует спортивную усадку шипа (клей + фланец). Такая технология позволяет более надежно зафиксировать шип в посадочном месте. В паре с фирменным шипом от континенталь она становится грозным противником.
Резина Michelin X-Ice North XIN4 единственная, из представленных, использует стандартный стальной шип, но их количество явно больше чем у конкурентов. По заявлению самого производителя их шина является несомненным лидером на льду, что подтверждается некоторыми единичными тестами. К сожалению, по состоянию на 2019 год нет полноценных тестов этой покрышки от независимых экспертов и журналов.
Безупречный лидер большинства независимых тестов 2017 — 2018 Нокиан Хакапелита 9, сбросил лишние шипы, их меньше чем у конкурентов, и даже меньше чем у предыдущей Nokian Hakkapeliitta 8, но они нестандартной формы — фирменные шипы Nokian с гранями да еще и двух типов. Разные типы шипов рассчитанные на разные условия скольжения и надежно удерживают автомобиль в продольном и поперечном скольжении. Шип, также как и у Мишлен, держится за счет двух фланцев.
Независимо от типа шипов, их усадки и количества, производители создали уникальный рисунок протектора с ламелями разной формы и длины, а также используют в производстве разные составы резиновой смеси.
Рекомендации по хранению и уходу за зимними шинами
- Строго соблюдайте сезонность;
- Зимой давление может быть выше обычного на 0,25 атм., а летом ниже на 0,15 атм.
- Превышение обозначенного диапазона негативно отображается на ездовых качествах авто, увеличивает расход горючего, неравномерно изнашивается центральная часть протектора;
- На перекачанных скатах сложнее входить в повороты, увеличивается риск заноса, выезда на обочину;
- Дрифт на перекачанной резине деформирует боковые ламели;
- Не эксплуатируйте транспортное средство, если протектор износился на 65 – 70 % и более;
- Поквартально замеряйте угол развал – схождения транспортного средства. Излишний наклон, равно, как и развал способствуют неравномерному износу центральной части протектора, увеличению расхода топлива;
- Старайтесь реже покупать универсальные покрышки всесезонного типа, так как они меньше всего адаптированы для высоких положительных, отрицательных температур;
- Если в не уверены, что сможете выбрать соответствующую покрышку, то обратитесь за помощью к мастерам сервисных центров, СТО, менеджерам автомагазинов. Не забывайте, что есть интернет, где на автомобильных форумах всегда можно получить бесплатную консультацию, пообщаться с владельцами, мастерами;
- Не желательно приобретать покрышки больших или меньших размеров, нежели указано в руководстве по эксплуатации. Слишком маленькие, равно как и высокие негативно влияют на динамику разгона, расход горючего, длительность торможения, коэффициента аквапланирования, вхождение в повороты.
Типы шин для внедорожников
Шины позволяют вашему внедорожнику передвигаться не только по асфальтированным дорогам.
Если вам нужен комплект, который подойдет для передвижения по снегу, слякоти и грязи, вы, безусловно, сможете найти именно тот тип шин, который будет подходить для ваших поездок на внедорожнике.
Всесезонные шины
Всесезонные шины разработаны таким образом, чтобы правильно функционировать в течение всех четырех сезонов года.
Это один из самых распространенных типов шин, обеспечивающий комфортную езду. У них хорошее сцепление с мокрыми дорогами, а протектор изнашивается равномерно.
Вы также можете ездить на таких шинах по небольшому снегу или слякоти, но вот преодолеть глубокий и мокрый снег будет сложнее.
Грязевые шины
Этот тип шин позволяет вашему внедорожнику ездить по грязи, слякоти и воде намного легче, чем всесезонные шины или шины повышенной проходимости.
Благодаря наличию грунтозацепов и крупному рисунку протектора они отбрасывают грязь в сторону и предотвращают застревание в ней вашего автомобиля.
Зимние шины
Если вы живете в заснеженной местности, вам следует присмотреться к зимним шинам.
Хотя и нет гарантии на то, что вы проедете через каждый сугроб, но такие шины позволят вам более эффективно маневрировать по снегу.
Ищите на шинах снежинку на фоне горы с тремя вершинами.
Этим символом обозначаются зимние шины. Имейте в виду, что функциональность зимних шин снижается на сухих дорогах, и вам нужно будет поменять их на другие по окончанию зимнего сезона.
Шины повышенной проходимости
Шины повышенной проходимости объединяют в себе всё лучшее от всесезонных и грязевых шин.
Хотя они и не так надежны, как грязевые шины, но они помогут вашему внедорожнику с легкостью пройти через грязную и скользкую траву.
Кроме того, вы можете использовать их на шоссе, и вам не придется менять их на другие, если вам требуется совершить короткую поездку по бездорожью.
Лучшие зимние шипованные шины R18
Зимняя шипованная резина R18 предназначена для использования в жестких погодных условиях, которые характерны для отдельных регионов России. Она подходит для эксплуатации при низких температурах и во время дождей, на обледенелых и засыпанных снегом дорогах. Выдерживать все это ей позволяют шипы, в большом количестве расположенные на поверхности покрышек. Ознакомьтесь с тройкой победителей в данной категории.
Nokian Tyres Hakkapeliitta 8 SUV 265/60 R18 114T
Автошины от производителя Nokian разработаны специально для внедорожников и кроссоверов. Они изготовлены с использованием особой технологии ошиповки, которая гарантирует им безупречное сцепление с заснеженной и покрытой льдом дорогой. В связи с этим резина спокойно и уверенно ведет себя в экстремальных условиях, в том числе и при очень низких температурах.
Протектор у данной модели продуман до мелочей, в частности, увеличено число шашек для расширения площади ошиповки и снижения уровня шума, создаваемого шипами. Их также выбирают из-за износостойкости и качественного сцепления с любой поверхностью. Покрышки имеют один из самых высоких индексов скорости – T, что позволяет без дискомфорта и риска разгонять машину до 190 км/ч.
Достоинства
- Гарантия на 12 месяцев со дня покупки;
- Максимально возможная нагрузка – до 1180 кг на одну шину;
- Не стучат во время быстрой езды;
- Машину не заносит на поворотах;
- Простота управления автомобилем.
Недостатки
Цена чуть выше средней.
В отзывах пишут, что эта резина подходит не каждому водителю, тратиться на нее имеет смысл только при необходимости в частой езде по труднопроходимым, сильно заснеженным участкам, например, за городом. В остальных же условиях эксплуатации вполне подойдет какой-либо вариант попроще.
Bridgestone Ice Cruiser 7000 255/55 R18 109T
Шина от Bridgestone относится к премиальным моделям с высоким качеством изготовления. Это изделие интересно прежде всего из-за своей универсальности – его можно устанавливать как на малогабаритные автомобили, так и на внедорожники или кроссоверы. Резина достаточно мягкая и практически не твердеет при низких температурах, что связано с добавлением в ее состав специальных компонентов.
Bridgestone Ice Cruiser 7000 255/55 R18 109T обладает крепкими боковинами для повышения срока службы и показывает хорошие результаты на снегу. Однако на льду данная шина ведет себя менее уверенно, особенно на высоких скоростях. Но в целом для нее характерно отсутствие пробуксовки и неплохая курсовая устойчивость даже при активном стиле вождения машины. Она дает плавный ход и позволяет без дискомфорта ездить по полям и проселочным дорогам.
Достоинства
- Едет ровно и уверенно держит дорогу;
- Хорошо «выгребает» из снежных заносов;
- Предсказуемое поведение;
- Шипы сидят надежно;
- Не «рыскает» и отлично чувствует себя при плюсовых температурах.
Недостатки
- Немалый расход топлива;
- Немного шумит на льду.
Gislaved Nord Frost 200 SUV
Это зимняя шипованная шина, разработанная для легковых автомобилей – кроссоверов и внедорожников. Результаты тестирований показали, что резина гарантирует хорошее сцепление с обледенелой дорогой благодаря увеличенному количеству шипов, но все-таки тормозной путь у нее длинноватый. Она спокойно ведет себя на средних скоростях, а вот при ускорении не очень быстро реагирует на повороты руля, что вызывает определенные сложности во время вхождений в повороты.
Gislaved Nord Frost 200 SUV отличается тишиной при движении и экономичным расходом топлива. Она хорошо справляется с преодолением асфальтированных участков, покрытых укатанным снегом и небольшим слоем льда. Модель оснащена протектором с ассиметричным рисунком, существенно улучшающим контакт с дорожным покрытием и повышающим качество управления машиной практически на любом типе покрытия.
Достоинства
- Достойно сопротивляется аквапланированию;
- Уверенно ведет себя на снежной шуге;
- Практически не скользит на мокром асфальте;
- Сохраняет свою эластичность при низких температурах;
- Обеспечивает эффективное торможение.
Недостатки
Устойчивость на льду у нее хуже, чем на снегу.
У резины имеется большое количество дренажных канавок, соединяющихся друг с другом под различными углами. Благодаря этому не допускается попадание в протектор шины воды и талого снега, а также ускоряется их отвод наружу.
Подведем итоги
Данная модель примечательна модернизированными насосными канавками. Они необходимы для всасывания воды в себя, тем самым очищая пятно контакта. По сути, это своеобразная защита от аквапланирования, которая показывает себя довольно эффективно. Однажды данная технология уже была использована финнами. Когда «Нокиан» оценили её необходимость, то тут же запатентовали изобретение. В модели R2 насосные канавки стали более широкими и теперь поглощают большее количество воды.
Как вы видите, Nokian Hakkapeliitta R2 — это отменная резина от ведущего мирового производителя. Безусловно, и у неё есть свои недочеты. Но можно смело говорить о том, что она, однозначно, стоит своих денег. Служит она долго и по мере износа протектора не теряет своих эксплуатационных характеристик, что к сожалению встречается во многих моделях покрышек от азиатских и европейских производителей.