Диагностика давления тормозной жидкости и тормозной системы
Усовершенствование конструкции тормозных систем привело к тому, что список неисправностей вырос, а диагностика стала более трудоемкой. Как бы там ни было, большинство неполадок владелец в состоянии выявить сам и устранить их еще на начальных стадиях развития. Ниже приведен список неисправностей и следствий их возникновения.
1. Снижение эффективности системы в целом
Причины:
- Изношенные тормозные диски и/или тормозные колодки (несоблюдение сроков ТО).
- Недостаточные фрикционные свойства тормозных колодок (повышенные температуры в тормозных механизмах, применение запчастей ненадлежащего качества и т. д.).
- Выработка колесных или главного тормозного цилиндров.
- Неисправный вакуумный усилитель тормозов.
- Повышенное или, наоборот, заниженное давление в шинах.
- Применение колес большего диаметра, чем рекомендует завод-изготовитель автомобиля.
2. Проваливание педали тормоза (или слишком мягкая педаль тормоза)
Причины:
- Излишки воздуха в тормозной системе.
- Вытекание тормозной жидкости, что грозит опасными последствиями, которые способны проявляться вплоть до отказа тормозов. Причиной может служить выход из строя одного из тормозных контуров.
- Повышение температуры тормозной жидкости, которое может привести к ее закипанию (жидкость ненадлежащего качества или несвоевременная замена).
- Неправильная работа главного тормозного цилиндра.
- Дефект рабочих (установленных на колесах) тормозных цилиндров.
3. Слишком тугая педаль тормоза
Причины:
- Неправильная работа вакуумного усилителя или подходящих к нему шлангов.
- Старение элементов тормозных цилиндров.
4. Уход автомобиля в сторону при торможении
Причины:
- Тормозные колодки и/или тормозные диски стираются неравномерно (элементы установлены неправильно; поврежден суппорт; дефект тормозного цилиндра; поверхность тормозного диска повреждена).
- Некорректная работа или повышенный износ одного или нескольких тормозных цилиндров, установленных на колесах (тормозная жидкость или запчасти ненадлежащего качества либо износ деталей в процессе длительной эксплуатации).
- Не работает один из тормозных контуров (наличие воздуха в тормозных трубках и шлангах).
- Протектор на шинах изнашивается неравномерно. Такое происходит из-за нарушения установочных углов колес (сход-развала) автомобиля.
- Разное давление в передних и/или в задних колесах.
5. Вибрация при торможении
Причины:
- Дефект тормозных дисков. Причиной является перегрев при экстренном торможении на больших скоростях.
- Неисправность колесного диска или шины.
- Нарушение балансировки колес.
6. Посторонний шум при торможении (может проявляться как скрежет или скрип тормозных механизмов)
Причины:
- Срабатывание индикаторных пластин сигнализирующих об износе колодок и необходимости немедленной их замены.
- Фрикционные накладки тормозных колодок полностью изношенны. При этом руль и педаль тормоза может вибрировать.
- Работа тормозных колодок при повышенных температурах или их загрязнение.
- Применение тормозных колодок ненадлежащего качества или от не зарекомендовавшего себя производителя.
- Суппорт смещен или штифты смазаны недостаточно. Требуется установить противоскрипные пластины или произвести чистку и смазку тормозных суппортов.
7. Горит лампа «ABS»
Причины:
- Наличие дефекта или грязи в датчиках ABS.
- Неисправность блока (модулятора) ABS.
- Отсутствующий или теряющийся контакт в соединении кабелей.
- Сгоревший предохранитель системы ABS.
8. Горит лампа «Brake»
Причины:
- Ручной тормоз находится в поднятом положении.
- Слишком мало тормозной жидкости.
- Некорректные данные с датчика уровня тормозной жидкости.
- Отсутствие или потеря контакта в соединениях рычага ручного тормоза.
- Тормозные колодки слишком тонкие (изношенны).
- Неисправность системы ABS (см. пункт 7).
Советы по замене жидкости
Теперь, когда мы разобрались с тем, куда именно необходимо заливать ТЖ, следующим шагом является выбор между обращением в сервис или же заменой собственными силами, но не без помощника. Конечно же, в каждом более менее качественном и серьезном автосервисе есть все необходимое оборудование для совершения такой тормозной операции. Таким образом, время замены составит не более двадцати минут, да и ее стоимость не будет слишком велика. Ручная замена занимает до двух часов.
Определив, где находится бачок тормозной жидкости, в первую очередь при помощи тестера проверяют ее качество. К примеру, электронные тестеры сразу же показывают температуру кипения ТЖ, и если она превышает сто семьдесят пять градусов по Цельсию, то все хорошо, но если она ниже ста шестидесяти пяти, то дела плохи и требуется вмешательство.
Без руководства по эксплуатации тут также не обойтись, ведь каждый автомобиль обладает своими особенностями, и благодаря ему вы поймете, как и куда заливать жидкость. Но нужно понимать, если ваш автомобиль не включает в свою структуру АВС или же блок соответственных гидроклапанов АВС, сам гидроаккумулятор и насос представляют собой единый узел, ручное вмешательство вполне возможно. При наличии АВС интегрального типа лучше всего все-таки навестить автосервис.
Рекомендуем: Устройство и принцип работы современного гидротрансформатора
Замена старой ТЖ новой проводится осторожно и по очереди в контурах ТС. Первым в очереди на этот процесс стоит колесо, расположенное вдали от главного цилиндра ТС
Поэтому существует параллельная схема контуров и диагональная. Первая представляет собой замену ТЖ в правом заднем колесе, левом заднем, правом переднем и левом переднем. Что же касается диагональной схемы, то процедура проводится по диагонали: правое заднее – левое переднее и левое заднее – правое переднее.
Прежде чем доливать новую жидкость необходимо снять все колеса, а сам автомобиль должен быть размещен над ямой для техосмотра. При помощи домкрата также можно провести все стадии ремонта, но удобство процесса напрямую зависит от положения штуцеров прокачки тормозных цилиндров.
Сняв колеса и разобравшись, куда заливать тормозную жидкость, следующим шагом является ее вливания в бачок до отметки заполнения с заменой крышки. После этого нужно прокачать тормоза, нажимая на педаль, минимум пятнадцать раз, чтобы ТЖ разлилась по всей системе.
В целом, для полноценного ремонта необходимо не только разузнать, где находится бачок тормозной жидкости, но и обзавестись следующими вещами:
- Две пары подставных козлов;
- Гаечный ключ накидного типа;
- Полностью чистая труба из пластика;
- Качественная ТЖ;
- Спринцовка или иной всасывающий прибор;
- Очиститель для тормозов;
- Чистая и довольно мягкая ткань;
- Контейнер для старой жидкости;
- WD-40.
Последствия максимального уровня тормозной жидкости в автомобиле
Итак, когда было выяснено, для чего нужен гидравлический состав, пришло время рассмотреть, к каким последствиям может привести избыток такого вещества в бачке автомобиля.
Рассмотрим перечень самых распространенных проблем:
- Повышенный фактор возникновения воды. Одно из побочных свойств данного вещества состоит в гигроскопичности, то есть оно поглощает влагу. Наличие воды в тормозном растворе заметно снижает его технические характеристики, например, температуру закипания, что может привести к потенциальному перегреву всей системы до её фатального отказа. То есть чем больше гидравлического вещества, — тем больше воды оно забирает.
- Дополнительное давление на бачок. Очевидно, что чем больше вещества в бачке, — тем большее давление оказывается на стенки ёмкости. В недалёкой перспективе вследствие этого возможны микроскопические протечки, которые приведут к потенциальной утечке.
- Повышенный фактор загрязнения. Загрязнение тормозной жидкости происходит по естественным причинам, — на это влияет износ резиновых, медных и некоторых других деталей. Однако, переизбыток вещества значительно ускоряет данный процесс вследствие избыточного давления.
- Риск утечки. Избыток тормозного раствора может привести к значительной потере вещества во время активной эксплуатации системы торможения в результате того же избыточного давления по самым разным причинам и обстоятельствам. Например, это может произойти через выплеск вещества сквозь крышку ёмкости.
- Возможна избыточная коррозия отдельных элементов автомобиля. Гидравлический состав обладает неприятным свойством, — он значительно токсичен. Вследствие этого, если уровень вещества в бачке будет выше максимально допустимого значения, что, в свою очередь спровоцирует неконтролируемую потерю жидкости во время эксплуатации системы торможения, — в близлежащей перспективе отдельные элементы автомобиля могут выйти из строя по фактору возникновения ржавчины.
- Возможна поломка некоторых датчиков. В некоторых случаях переизбыток тормозного вещества приводит к поломке специального датчика, который отвечает за диагностику уровня раствора в бачке. В случае выхода из строя такого датчика владелец автомашины не получит соответствующее предупреждение в случае перекоса уровня в максимальную, или минимальную сторону.
- Повышенный износ раствора. Гидравлическая жидкость подлежит замене каждые несколько лет, однако, так как избыток такого раствора приводит к ускоренному возникновению влаги, — менять вещество придётся чаще обычного, а это недешевое удовольствие для каждого владельца автомобиля.
- Повышенный износ системы торможения. Так как работа гидравлического раствора сводится к давлению, то, соответственно, чем больше уровень раствора в бачке, — тем выше общее давление на всю систему торможения. Это, в свою очередь, создаёт дополнительную нагрузку на тормоза, которые из-за данного фактора могут работать либо с перебоями, либо и вовсе выйти из строя.
- Гидравлический состав может замёрзнуть зимой. Опять же, данная проблема косвенно связана с избытком воды, а значит и чрезмерным уровнем состава в целом. Всё дело в том, что вода не только негативно влияет на температуру кипения гидравлической жидкости, но и имеет свойство замерзать, следовательно, имеем следующую цепочку последствий: чем выше уровень состава, — тем больше в нём образуется воды, — тем выше вероятность замерзания жидкости из-за разбавления оного водой.
- Закипание гидравлического состава. И снова имеем определенную цепочку последствий: чем выше уровень состава в бачке, — тем чаще возникает вода, — тем выше вероятность критической потери свойств вещества вплоть до чрезмерного понижения температуры закипания. В том случае, если закипание происходит очень часто, — тормозная система не подлежит эксплуатации по фактору возникновения аварийной ситуации. Тогда вам поможет только оперативная замена тормозной жидкости.
Очищение бачка
Внутри бачка со временем неизбежно появляется налет на стенках и осадок из за разложения резиновых элементов системы в процессе работы, и мельчайшей стружки возникающей при трении рабочих частей. Вот почему темнеет тормозная жидкость в бачке сцепления. Свежая жидкость будет загрязняться.
Вот способы очистки:
- Самым популярным стал способ убрать грязь в бачке жидкостью для промывания карбюраторов. Растворяет она практически любые загрязнения, и тут работает отлично. К недостаткам можно отнести трудность доступа к внутренним стенкам и то, что такое средство под рукой есть не всегда.
- Еще один метод, напором воды под сильным давлением. Тоже неплохо сметает осадок и налет, который вытекает из бачка, точнее вылетает вместе с водой. Недостаток способа в том, что сильным давлением можно повредить корпус, если кёрхер плохо отрегулирован.
- Третий не плохой способ очистки бачка, засыпать в него моющего средства или песка. Действием абразивного порошка хорошо снимается черная грязь и налет. Недостаток способа — его не пригодность для бачков, в которых сеточки установлены намертво.
- Можно так же промывать его бензином, он неплохо растворяет отложения. Он при этом под рукой у автомобилистов.
Обслуживание тормозной системы — рекомендации
Опытный автовладелец понимает важность контроля тормозов и правильной эксплуатации. Важно время от времени проверять элементы системы на факт отсутствия утечек
Кроме того, рекомендуется периодически проверять тормоза на эффективность.
У педали тормозов имеется рабочий и свободный ход — его необходимо проверять с периодичность раз в 3-5 месяцев. При появлении сбоев в работе системы рекомендуется измерить упомянутые параметры, а также расстояние от тормозных колодок до барабана или диска.
В периодическом регулировании (настройке) нуждается и ручной тормоз. За его состоянием и эффективностью также рекомендуется следить. Это касается и крепежа тормозных колодок, а также главного цилиндра. Не меньшего внимания заслуживают оси, пружины и накладки механизма. Если поршни начинают клинить, рекомендуется поменять жидкость или цилиндр. Кроме того, передние цилиндры стоит время от времени обрабатывать с помощью WD-40.
Упомянутый состав используется для обработки цилиндра над манжетой, после чего поршень утапливается с помощью монтировки. Важно, чтобы он занял первоначальную позицию. После этого прокачиваем систему путем нажатия тормоза до момента, пока ход поршня не станет достаточно легким. Важно, чтобы в процессе работы монтировка не нарушила целостность тормозного диска.
Если поршень клинит, стоит подложить под него кусок отрезанной резинки, которая обеспечит возврат элемента в первоначальную позицию. Если клин имеет серьезный характер, с этим лучше не шутить и обратиться к мастерам на СТО.
В процессе эксплуатации в тормозной системы может появиться воздух, который необходимо удалить. Для решения этой задачи в тормозной цилиндр доливается тормозная жидкость. После этого на первом колесе выкручиваем клапанную крышку вторично цилиндра и опускаем штуцер с подключенной к нему резиновой трубкой, имеющей длину около 50 см. Вторая часть шланги погружается в стеклянную емкость, в которую заблаговременно наливается жидкость. Вместе с этой жидкостью выходит и воздух из системы. Применение стеклянной посуды позволяет визуально наблюдать выход пузырьков.
Тормозная система прокачивается до момента, пока из нее не выйдет весь воздух. Если его нет, это будет видно по отсутствию пузырьков. После завершения работ важно плотно затянуть перепускной клапан, нажимая в этот момент на педаль тормоза. В дальнейшем требуется убрать трубку и поменять крышку.
Прокачка тормозов начинается с самого дальнего от главного цилиндра колеса. По завершению работы требуется долить тормозную жидкость до требуемого уровня.
В завершение выделим наиболее важные рекомендации:
Соблюдая приведенные рекомендации, можно с легкостью избежать проблем с тормозной системой машины и предотвратить серьезные последствия. Нередко бывает, когда недостаточный уровень обслуживания приводил к снижению эффективности или полному отказу тормозов, а так недалеко и до аварии
Как доехать до СТО, если вытекла тормозная жидкость в дороге
Если вы заметили, что тормозная педаль проваливается, это говорит об утечке тормозной жидкости. В таком случае соответствующий индикатор сигнализирует об аварийной ситуации. Если вы увидели такой красный значок на приборной панели, надо срочно принимать меры, иначе поездка может кончиться аварией.
Если в движении у вас загорелся красный значок, связанный с тормозами, следует немедленно остановиться. Загляните в бачок с ТЖ, если увидели, что упал ее уровень ниже минимума, обнаружили подтеки тормозной жидкости, ее обязательно нужно долить. Если вы не возите с собой подходящие растворы, то придется доехать до магазина. Не исключено, что в течение следующего года или дольше сигнальная лампочка вас больше не побеспокоит.
Но если через несколько дней или даже недель индикатор снова начинает сигнализировать о неисправности тормозной системы, а вы опять наблюдаете подтеки тормозной жидкости, то дело уже не ограничится только доливом. Причиной может быть износ колодок цилиндров суппортов, через эти места подтекает тормозная жидкость. Вы можете обнаружить подтеки тормозной жидкости под цилиндром сцепления, значит, это и есть проблемная система, которую надо осматривать и ремонтировать.
Если вы обнаружили, что уровень ТЖ в бачке быстро падает, а потеков тормозной жидкости не видно, значит, поломался гидроусилитель тормозов — в мембране образовался дефект, через который в объемную банку вытекает жидкость. Систему придется ремонтировать в автосервисе. Позвоните мастеру и выясните, какие потребуются запчасти. Затем надо будет сделать заказ на детали и запланировать дату ремонта.
Бывает, что при очередном осмотре обнаруживаются подтеки тормозной жидкости на заднем колесе. Что делать в этом случае?
Подтек с внутренней стороны колеса свидетельствует о том, что порвалась манжета тормозного цилиндра. Также может вылезти из цилиндра суппорт или сильно износиться колодки, и это всё также приводит к интенсивной утечке тормозной жидкости. Если бачок оказался пустым, чтобы доехать до ремонтной мастерской, в него нужно налить хоть какую-то жидкость. Это может быть водка, она предпочтительнее воды зимой, поскольку не замерзнет. Можно налить и масло, оно не закипит под давлением. В крайнем случае можно налить воду. Если нужно срочно ремонтировать машину, то тут уже не до выбора.
К примеру, вы развели мыло в воде и этот состав налили в бачок до верху, но при нажатии на педаль тормоза раствор резко начинает утекать. Несколько нажатий на педаль полностью опустошают бочок, а под машиной будут подтеки тормозной жидкости.
Как быть в этом случае? Тут выход только один — вызывайте эвакуатор. Тормозная система вашего автомобиля не работает совсем, ехать на такой машине нельзя. Подобное транспортное средство не подлежит и буксировке. Но что делать, если вы, например, в глухом лесу или на пустынном шоссе, а до эвакуатора дозвониться не получается?
В таком случае можно действовать следующим образом:
- залить пустой бачок как можно полнее;
- поддомкратить то колесо, на котором неисправен цилиндр и обнаруживаются подтеки тормозной жидкости;
- снять колесо;
- найти кусочек резины от камеры, подойдет и старый протектор (можно поискать вдоль дороги или на свалке). В крайнем случае можно ножиком срезать небольшой кусочек от протектора колеса;
- открутить тормозную трубку;
- на место ее крепления наложить отрезанный кусок резины, перекрывая отверстие;
- трубку установить на место.
Кусочек резины сыграет роль клапана, и жидкость из бака не сможет попасть в поломанный цилиндр, подтеков тормозной жидкости на этом колесе быть не должно. Тормоза на всех остальных колесах будут работать. Таким образом вы сможете доехать до станции техобслуживания.
Еще один метод, как добраться до сервиса без помощи эвакуатора, если вытекла тормозная жидкость:
- Во время движения пользуйтесь ручником, он не зависит от общей системы и тормозит задние колеса.
- Скорость движения должна быть не больше 20 км/час, потому что задние тормоза действуют в 3 раза слабее, чем передние.
- Можно использовать торможение двигателем. Собираясь замедлиться, не выжимайте сцепление и продолжайте движение с включенной передачей.
Если вы обнаружили, что тормозная система вашего автомобиля неисправна, и при этом дорога имеет значительный уклон вниз, то действовать нужно следующим образом:
- Переключитесь на пониженную передачу, очень плавно отпуская сцепление. Двигатель будет раскручиваться за счет движения колес, а колеса, в свою очередь, не смогут сильно разогнаться.
- Как только скорость снизилась, опять понижайте передачу.
- Когда вы движетесь на первой передаче, переходите на заднюю.
- Как только скорость снизилась до самой минимальной, надо выключить двигатель.
Как проверить тормозную жидкость
Чтобы проверить качество ТЖ, следует воспользоваться специальным тестером. На современном рынке представлено множество оборудования для этой цели. Однако прежде чем купить то или иное приспособление, следует познакомиться с инструкцией по его применению, изучить параметры и процедуры, которые можно выполнить при помощи данного оборудования или прибора.
При помощи электронного тестера можно измерить температуру кипения ТЖ и получить различного рода показатели:
- 175 С и выше – тормозная жидкость обладает высокой эффективностью;
- 165-175 С – жидкость использовать разрешается, но если ей не больше двух лет;
- 165 С и ниже — нужна полная замена ТЖ.
Почему снижается уровень
Причин, почему ушла тормозная жидкость из бачка, несколько:
- Прохудился и дал трещину он сам;
- Прохудились втулки под бачком;
- Течет один из цилиндров колес, магистраль или главный цилиндр;
- Естественное испарение и расход в процессе эксплуатации, только это происходит медленно, доливка обычно при очередном ТО, и не чаще. А если между ТО её доливать не требуется, тогда это нормально;
- Выдавило тормозную жидкость из бачка по причине слишком большого её количества, или плохо прикрученной крышки. Внешне бачок будет грязный и пыльный в потеках;
Вот почему уходит жидкость. Еще много уходит на прокачку системы, и может немного снижаться уровень после прокачки в первый день, это нормально.
Принцип работы главного тормозного цилиндра
1 — тормозной бачок; 2 — вакуумный усилитель; 3 — педаль тормоза; 4 — главный тормозной цилиндр.
В момент нажатия педали тормоза шток вакуумного усилителя начинает толкать поршень первого контура. В процессе перемещения он перекрывает компенсационное отверстие, за счет чего начинает расти давление в этом контуре. Под действием давления начинает свое перемещение второй контур, давление в котором также поднимается.
Общее описание системы тормозов
Мы настоятельно рекомендуем использовать компрессор с резиновой камерой, который отделяет воздушную сторону от жидкости. Если это невозможно, выполните следующую процедуру. Откройте выпускной клапан на суппорте или колесном цилиндре, пока жидкость не будет отпущена. Если у вас есть кровотечение с помощью двухсекционной педали тормоза, вам необходимо одновременно открыть винт для слива передних тормозов и задних тормозов. Подождите 12 секунд и повторите.
- Нажмите и удерживайте педаль.
- Если вы кровоточите системой с режущим тормозом, следуйте инструкциям ниже.
- Закройте выпускной клапан и отпустите педаль.
Не нагнетайте педаль.
Через перепускное отверстие в образовавшуюся при движении поршней пустоту попадает тормозная жидкость. Поршни перемещаются до тех пор, пока им это позволяют делать возвратная пружина и упоры в корпусе. Срабатывание тормозов происходит за счет максимального давления, создаваемого в поршнях.
После остановки автомобиля поршни возвращаются в исходное положение. При этом давление в контурах постепенно начинает соответствовать атмосферному. Разряжению в рабочих контурах препятствует тормозная жидкость, которая заполняет пустоты за поршнями. При движении поршня жидкость через перепускное отверстие возвращается в бачок.
Кровотечение системы с режущим тормозом
Насос будет только аэрировать жидкость и предотвратить полное кровотечение. Завершите процедуру кровотечения полностью вокруг автомобиля. Извлеките каждый суппорт до тех пор, пока не очистите воздух от воздуха. Повторите процедуру для левого тормоза. Повторяйте процесс, пока весь воздух не выйдет из системы.
- Держать.
- Закройте винт сливного отверстия на цилиндре или суппорте правого колеса.
- Отпустить педаль тормоза.
- Подождите 12 секунд.
- Освободить ручку режущего тормоза.
Перед каждым гоночным мероприятием или выходным днем хорошая идея следовать этому контрольному списку, чтобы убедиться, что ваши тормоза максимальны.
Замена жидкости самостоятельно
Перед тем как открыть сам бачок, протрите ого ветошью снаружи, чтобы мусор не попал внутрь. Проверьте, чтобы тормозная педаль не была в нажатии, когда будете открывать крышку (жидкость может выплеснуться). Работать рекомендуется в перчатках из резины, потому что жидкость токсичная. Руки после неё нужно мыть с мылом.
Когда будете доливать ТЖ, следите, чтобы её уровень находился в пределах между минимумом и верхней отметкой. При полной замене жидкость спускают со всех контуров а затем прокачиваю всю систему заново, начиная с наиболее удаленного колеса (где трубка идет наиболее длинная к тормозному цилиндру). Если контуры расположены по диагонали, тогда прокачивать начинают правое колесо сзади. Затем левое спереди. Потом соответственно, левое сзади и завершить на правом спереди.
Если контуры располагаются параллельно, тогда прокачивают заднее справа, потом слева, потом передние справа и слева. На видео показан процесс замены самого бачка Выполнять прокачивание удобнее в яме или закатив машину на эстакаду. Инструменты и жидкость тут будут зависеть от марки вашей машины.
На этом все, делимся с друзьями ссылкой, как обычно, и подписываемся на сайт, если еще не успели. Жду ваших отзывов и комментариев, до встречи
Как произвести замену собственными руками
Первым делом необходимо взять в руки руководство по эксплуатации автомобиля и выяснить, что собой представляет его тормозная система. Не торопитесь искать отверстие для заливки тормозов, проникнитесь предложенной информацией, не во всех случаях заменять тормозную жидкость разрешается своими силами. При интегральной АВС не беритесь за дело самостоятельно, а обратитесь за помощью к профессионалам.
До того, как вы откроете крышку бачка, протрите её чистой ветошью. Следите за тем, чтобы тормозная педаль была не нажата в том момент, когда открывается крышка. ТЖ может стать причиной ожога рук, так как способна выпрыснуть
Помните о мерах предосторожности, при попадании на кожу токсичного вещества, срочно промойте кожу чисто водой с мылом. Работайте в резиновых перчатках
Правильная замена ТЖ производится по очереди в каждом из контуров тормозной системы. Начинать работу следует с самого удалённого колеса по отношению к тормозному цилиндру.
- При диагональной смехе контуров- начинать работу необходимо с правого заднего колеса, затем переходить на левое переднее, потом продолжать процесс с левым задним и в завершение заняться правым передним колесом.
- При параллельной схеме контуров – очерёдность работ следующая: смена на правом заднем, левом заднем, правом переднем и левом переднем.
По завершению работ по замене ТЖ, необходимо прокачать тормоза.
Расположение бачка с тормозной жидкостью
Бачок тормозной жидкости находится в моторном отсеке транспортного средства. Для того, чтобы его увидеть, требуется открыть крышку капота. Бачок обычно располагается в легкодоступном, видном месте. Связано это с тем, что в процессе эксплуатации автомобиля периодически следует контролировать уровень тормозухи, доливать или менять ее.
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Расположение бачка тормозной жидкости
Все же есть автомобили, где бачок обнаружить не так уж просто. Он скрыт в недрах моторного отсека и часто бывает закрыт декоративными панелями, прочими узлами или деталями. Для поиска бачка в таком случае рекомендуется обратиться к техническому описанию конкретного автомобиля.
Спрятанный от легкого доступа бачок тормозной жидкости
Так как же вести контроль и куда заливать тормозную жидкость?
Для этого необходимо заглянуть под капот. В подкапотном пространстве, со стороны водителя на главном цилиндре тормозной системы установлен на двух резинках бачок тормозной жидкости, изготовленный чаще всего из прозрачного пластика. В некоторых моделях различных автомобилей, например в BMW, бачок находится на том же месте, но сверху него может быть размещен салонный фильтр, корпус которого легко снимается и дает возможность добраться до бачка тормозной системы.
На наружных стенках бачка указаны две крайние точки, которые предустанавливают минимальный и максимальный порог уровня. Очевидно, что если уровень DOT4 ниже метки минимального порога, то это означает неотложную необходимость доливки, по возможности осмотра всех узлов тормозной системы на вопрос утечки.
9_no_copyright
Заявленный , Россия Самый жадный производитель: недолив составил 55 г. Но нам ни капельки не обидно, всё равно жидкость негодная. Недобор 11° в «сухом» состоянии, 9° — в «увлажненном»… Зачем она такая нужна? Да еще с окалиной и непонятными примесями!
«БАКСС»
Заявленный , Россия Нам напомнили на этикетке: «Гигроскопично». А сами об этом, видимо, забыли: в «увлажненном» состоянии температура кипения провалена аж на 15 °C — наихудший результат в нашей выборке! Добавим впятеро большую вязкость на морозе, после чего вспоминать о недолитом грамме будет даже неудобно.
«ОЙЛРАЙТ»
Заявленный , Россия Здесь всё в норме, кроме истинно российской привычки вечно что-нибудь недоливать или недовешивать. Тут нас обвесили на 17 г. Успокаивает только то, что у некоторых обвес еще больше. ИЗ 19 ПРИОБРЕТЕННЫХ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ ТОЛЬКО 10 ОКАЗАЛИСЬ БЕЗ ПОДВОХА. Экспертиза тормозных жидкостей DOT 4 — не кипятись!
В чем необходимость?
Но зачем вообще менять тормозную жидкость, что, по сути, и делает ее расходным материалом? Может просто залить ее один раз в систему и забыть?! Так сделать ни в коем случае нельзя по объективным причинам! Рабочая жидкость циркулирует по контуру, обладая своими особыми качествами:
- Гигроскопичностью – способность впитывать пары влаги из воздуха.
- Стойкостью в высокой температуре.
Изначально у жидкости практически нулевая влажность, за счет чего порог кипения у нее довольно значительный. Она способна работать в системе под воздействием широкого диапазона – от 200 °C до 260 °C, не закипая.
Со временем полезные качества тормозной жидкости снижаются опять-таки из-за ее гигроскопичности. Контакт материал с воздушной средой происходит непосредственно в расширительном бачке. В эту емкость попадают излишки жидкости при эксплуатации тормозов.
При обогащении ТЖ тремя процентами влаги (стоит только вдуматься всего лишь 3%!) пределы кипения существенно падают до 140-180 °C. Для сравнения – в режиме обычной езды по городу жидкость может нагреваться до 150 °C. Динамичная же езда сопровождается еще большим нагревом – от 180 до 200 градусов.
При этом контуре происходят такие процессы:
- Около самих узлов жидкость начинает закипать.
- Происходит формирование мелких пузырьков, которые через какое-то время объединяются. В результате это приводит к образованию в контуре воздушной пробки. А из-за нее часть жидкости вытесняется в расширительную емкость.
- Так как воздух относится к несжимаемой среде, то при очередном нажатии на педаль усилие уже не передается суппортам – соответственно колодки не смыкаются. В итоге все может закончиться весьма плачевно.
Теперь ответ на вопрос менять или нет ТЖ однозначен – разумеется в целях собственной безопасности и окружающих участников дорожного движения. Иначе под угрозой оказывается не только водитель, но и все остальные, включая пассажиров.
Проверка и контроль
Чтобы долить или оценить состояние DOT4 на эффективность, нужно открутить крышку бачка. Крышка бывает белого или желтого цвета, в зависимости от марки и модели автомобиля
Стоит обратить внимание на то, что зачастую на крышке бачка находится инструкция. Когда заливается DOT4, желательно следовать указанным инструкциям
Важно знать и помнить, что для доливки тормозной жидкости надо применять ту же субстанцию, которая уже используется в бачке и во всей тормозной системе. Информация о типе жидкости может быть указана как в справочнике автомобиля, так и на самой крышке бачка, как правило, это DOT4.
Состояние DOT4 определяется двумя способами
Электронным тестером, с помощью которого измеряется температура кипения жидкости. Показатели в пределах 165-175˚С считаются допустимыми для дальнейшей эксплуатации. В этом случае, при пониженном уровне, можно долить недостающее количество состава. А если температура кипения меньше 165˚С – основа пришла в негодность и имеет смысл полная замена содержимого.
В отсутствии тестера судить о структуре тормозной жидкости можно по ее цвету. Свежая качественная жидкость имеет светлый желтоватый цвет.
При долгом использовании DOT4 начинает темнеть, а чем он темнее, тем хуже его, так сказать, добротность.
- Прежде чем открывать крышку бачка, ее надо протереть безворсовой чистой тряпкой, таким образом, чтобы в бачок не попала грязь и ворсинки от тряпки. Также нужно проследить, чтоб педаль тормоза не была нажата в момент отрывания крышки, так как DOT4, может выпрыснуть из бачка и попасть на кожу. А это очень опасно, так как эта субстанция очень токсичная и едкая. Она быстро растворяет краску, патрубки, проводы и пагубно действует на кожу. Но если субстанция все-таки пролилась, ее нужно как можно скорее стереть, а кожу тщательно помыть с мылом.
- Доливая DOT4, нужно одновременно следить за метками максимального и минимального уровня. Если метки отсутствуют, то наполнять бачок следует на 2/3 объема.